МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Приморского края Управление образования администрации Дальнегорского городского округа МОБУ СОШ № 12 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом директор школы ________________________ Макаров А.А. Приказ № 270-а от «01» сентября 2023 г. ________________________ Макаров А.А. Протокол №1 от «30» августа 2023 г. Подписан: Макаров Анатолий Александрович Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место подписания Дата: 2023.09.15 13:53: 16+10'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Язык HTML – язык создания Web-сайтов» для обучающихся 10 класса с. Сержантово 2023 Пояснительная записка Одна из задач школы — содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками — искать необходимую информацию, анализировать ее, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму, использовать ее для решения учебных и жизненных задач. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий образовательной компетентности ученика. Веб-сайт — наиболее популярное и доступное старшеклассникам средство представления текстовой, графической и иной информации в сети Интернета. Элективный курс «Язык HTML – язык создания Web-сайтов» рассчитан на 34 часа, которые проводятся в 10 классе в течение учебного года по 1 часу в неделю. Концепция курса Основа курса — личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения — предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех сетевых технологий каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является веб-сайт. Освоение знаний и способов веб-конструирования осуществляется в ходе разработки учениками сайтов на темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Знания, умения и способы конструирования веб-сайтов являются элементами информационной компетенции — одной из ключевых компетенций старшей школы. Умение находить, структурировать, преобразовывать и сохранять информацию в htmlформате и других Интернет-совместимых форматах необходимое условие подготовки выпускников. Таким образом, освоенный инструментарий — способы вебконструирования — выступает отдельным образовательным продуктом учеников наряду с разработанными ими сайтами. Цели курса: научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном Интернет-пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые веб-ресурсы; сформировать у них целостное представление об информационной картине мира средствами «Всемирной паутины». Научить способам представления информации в сети Интернета; познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части сетевого пространства; реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования сайтов; сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций по отношению к знаниям, умениям и опыту конструирования веб-сайтов. Задачи курса: познакомить с видами веб-сайтов, их функциональными, структурными и технологическими особенностями; сформировать навыки элементарного проектирования, конструирования, размещения и сопровождения веб-сайта; дать первичные навыки программирования на языках HTML, Dynamic HTML, CSS; познакомить с основами веб-дизайна; сформировать навыки работы в коллективе с комплексными веб-проектами; создать и разместить в сети Интернета собственный веб-сайт повыбранной тематике. Методы обучения Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию сайтов. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций: социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо уметь создавать, размещать и поддерживать сайты); личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области сайтостроения); перечень реальных объектов действительности, относящихся к данным компетенциям (веб-страница, сайт, компьютер, компьютерная программа, Интернет и др.); знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам; способы деятельности по отношению к данным объектам. Формы организации занятий Основной тип занятий — практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Каждая тема курса начинается с постановки задачи — характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам. С этой целью учитель проводит веб-экскурсию, мультимедийную презентацию, комментированный обзор сайтов или демонстрацию слайдов. Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию сайта. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой. Планируемые результаты курса В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности: знают принципы и структуру устройства «Всемирной паутины», формы представления и управления информацией в сети Интернета; умеют найти, сохранить и систематизировать необходимую информацию из сети с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения; умеют спроектировать, изготовить и разместить в сети веб-сайт объемом 4-5 страниц на заданную тему; умеют программировать на языке HTML; знают и умеют применять при создании веб-страницы основные принципы вебдизайна; владеют необходимыми способами проектирования, создания, размещения и обновления веб-сайта; знают виды веб-сайтов, способны произвести анализ и сформулировать собственную позицию по отношению к их структуре, содержанию, дизайну и функциональности; имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного сайта; способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по сайтостроению. Способы оценивания уровня достижений учащихся Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные веб-страницы, сайты и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса. Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах: текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий; взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах; публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых); итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика. Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами: по количеству творческих элементов в сайте; по степени его оригинальности; по относительной новизне сайта для ученика или его одноклассников; по практической пользе сайта и удобству его использования. Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме творческих работ. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме индивидуальных или групповых самостоятельных проектов по индивидуальным заданиям. Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Содержание курса Раздел 1. Создание простейшего html-документа. Форматирование текста (2 ч.) В этом разделе учащиеся познакомятся с языком разметки гипертекста html, со структурой html-документа, с основными тегами форматирования текста, создания списков, научатся изменять цвет фона. На практике создадут простейший html-документ, используя известные им уже теги. А для закрепления материала выполнят лабораторную работу (приложение 3). В практической части создадут свою визитку. Раздел 2. Вставка изображений в html-документ (2 ч.) В этом разделе обучающиеся познакомятся с форматами графических файлов, их достоинствами и недостатками, изучат основные теги для вставки изображения и htmlдокумент и для их преобразования (управление размерами, расположение на странице обрамление и др.). Для закрепления материала учащиеся выполняют лабораторную работу (приложение 4). Раздел 3. Оформление html-документа. Таблицы (3 ч.) В данном разделе учащиеся познакомятся и изучат основные теги оформления htmlдокумента. Изучение направлено на работу с таблицами, научатся использовать основные атрибуты для форматирования таблиц. Для усвоения материала выполнят лабораторную работу (приложение 5). А также выполнят практическую работу на составление расписания. Раздел 4. Оформление html-документа. Формы (2 ч.) В этом разделе учащиеся научатся создавать формы в html-документе. Познакомятся с основными тэгами для создания форм, на практике создадут собственную форму «Анкета». Для закрепления материала выполнят лабораторную работу (приложение 6). Раздел 5. Создание HTML-документа с помощью редакторов гипертекста (3 ч.) В этом разделе обучающиеся познакомятся со способами организации информации на сайте, узнают об организации гипертекстовых связей между документами, научатся создавать текстовые гиперссылки и ссылки, изображения, менять их вид. Также выполнят лабораторную работу на усвоение материала (приложение 7). Раздел 6. Оформление html-документа. Фреймы (3 ч.) В данном разделе учащиеся познакомятся с фреймами, основными тэгами их создания, научатся использовать различные атрибуты для форматирования фреймов. В ходе лабораторной работы (приложение 8) закрепят навыки, а также повторят другие пройденные темы (такие, как таблицы, списки, вставка изображения и др.) Раздел 7. Редакторы сайтов (2 ч.) Изучив это раздел обучающиеся узнают возможности приложения Dreamweaver, MS SharePoint Designer 2007 и других редакторов при создании и редактировании сайтов. После изучения данного раздела учащиеся выполняют мини-проект в среде Dreamweaver на свободную тему. Раздел 8. Виды сайтов (1 ч.) В этом разделе обучающиеся познакомятся с различными видами сайтов, узнают как привлечь внимание посетителей, оптимально организовать информацию, обеспечить интерактивное взаимодействие с посетителями, познакомятся с критериями оценки сайтов. Раздел 9. Основы web-дизайна (3 ч.) В данном разделе обучающиеся увидят, что проектирование содержимого сайта – один из самых ответственных моментов при создании любого web-ресурса. Раздел 10. Проектирование сайта (6 ч.) В этом разделе обучающиеся научатся разрабатывать концепцию, цели и структуру сайта, продумывать его внутренние и внешние связи, назначение каждой страницы и элемента на ней. Эти задачи необходимо решить прежде, чем приступить к построению самого сайта. Раздел 11. Размещение и поддержка сайта в сети (2 ч.) В этом разделе обучающиеся научатся размещать подготовленные сайты в сети, оценивать предлагаемые провайдерами условия размещения и выбирать оптимальные, загружать на сервер свои файлы и тестировать web-страницы. Раздел 12. Выполнение творческой работы (4 ч.) Знания, умения и предыдущие разработки необходимо применить для создания комплексного проекта – web-сайта на выбранную тему. Сайт разрабатывается в группе или индивидуально. Обучающимся потребуется спроектировать, изготовить и разместить сайт в сети Интернет. Выполненный проект необходимо защитить перед сокурсниками. Раздел 13. Защита проекта (1 ч.) Защита проекта по компьютерной графике и web-дизайну – хороший способ для обучающихся показать свои художественные, графические и технические способности, т.к. задания носят межпредметную направленность и помогают выявить степень усвоения всего материала курса. ПР 1 1 2 1 1 3. Оформление html-документа. Таблицы. 3 1 1 4. Оформление html-документа. Формы. 2 1 1 с 2 1 1 Всего Теория Тематическое планирование Тема 1. Создание простейшего html-документа. 2 Форматирование текста. 2. Вставка изображений в html-документ. 5. Создание HTML-документа помощью редакторов гипертекста. 6. Оформление html-документа. Фреймы. 3 1 1 7. Редакторы сайтов. 4 1 3 8. Виды сайтов. 2 1 1 9. Основы web-дизайна. 4 1 3 Дата 10. Проектирование сайта. 2 1 1 11. Размещение и поддержка сайта в 2 1 1 сети. 12. Выполнение творческой работы. 4 4 13. Защита проектов. 1 1 Всего: 34 11 17