Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования МОБУ СОШ №12

Принято
на заседании педагогического совета
протокол № 1
от «30» августа 2018 г.

Утверждаю:
Директор МОБУ СОШ № 12
________________А.А. Макаров
Приказ № 113-а от 31.08.2018 г.
Подписан: Макаров Анатолий
Александрович
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.05.24 08:39:11+10'00'

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования
обучающихся с задержкой психического развития МОБУ СОШ № 12
(вариант 7.2.)

1

Содержание
1.Целевой раздел ………………………………………………………………………3
1.1.Пояснительная записка …………………………………………..………………..3
1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического
развития адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования ……………………………………………………………………..9
1.3.Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического
развития планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования ……………….15
2.Содержательный раздел……………………………………………………………...17
2.1.Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с
задержкой психического развития …………………………………………………....17
2.2.Рабочие
программы
отдельных
учебных
предметов,
курсов
коррекционноразвивающей области и курсов внеурочной деятельности …………17
2.3.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с
задержкой психического развития ……………………………………………………17
2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни обучающихся с задержкой психического развития …………………17
2.5.Программа коррекционной работы с обучающимися с задержкой психического
развития ………………………………………………………………………………17
3.Организационный раздел …………………………………………………………27
3.1 Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7.2) …………………………………………………27
3.2. План внеурочной деятельности АООП НОО (вариант 7.2) ……………………29
3.3. Календарный учебный график АООП НОО (вариант 7.2) ……………………29
3.4.Система специальных условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования………………29

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Настоящая адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.2.) (далее – АООП НОО ЗПР Вариант 7.2.) разработана
МОБУ СОШ № 12 в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья,
утверждѐнным
приказом
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС НОО ОВЗ), и с
учѐтом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развития, одобренной решением федерального
учебно-методического
объединения по общему образованию.
Целью реализации АООП НОО ЗПР Вариант 7.2. является выполнение
требований ФГОС НОО ОВЗ посредством создания условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП НОО
Вариант 7.2. предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие
их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное,
физическое);
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их социального и эмоционального благополучия;
- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями;
- формирование основ учебной деятельности;
- создание специальных условий для получения образования в соответствии с
возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными
потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого
обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и
организационных форм получения образования обучающимися с учетом их
образовательных
потребностей,
способностей
и
состояния
здоровья,
типологических и индивидуальных особенностей;
- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и
особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.
В основу разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный
подход
предполагает
учет
их
особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает
необходимость создания и реализации разных вариантов АООП НОО
обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП
НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
3

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности (предметнопрактической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании
является обучение как процесс организации познавательной и предметно
практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования.
В контексте разработки АООП НОО обучающихся с ЗПР реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно-значимого
характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в
изучаемых образовательных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению
нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на
основе формирования универсальных учебных действий, которые
обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний,
умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить
образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ЗПР положены
следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер
образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся
и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его
«зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей; онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП
НОО ориентировку на программу основного общего образования, что
обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой
психического развития;
- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу
структуры содержания образования положено не понятие предмета, а «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с ЗПР всеми видами доступной им
предметно-практической
деятельности,
способами
и
приемами
4

-

-

познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.

Общая характеристика АООП НОО ЗПР Вариант 7.2.
АООП НОО ЗПР Вариант 7.2. разработана с учѐтом того, что обучающийся с
ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения с образованием учащихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения.
Структура АООП НОО ЗПР Вариант 7.2. (в том числе соотношение
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений и их объѐму) и результаты еѐ освоения разработаны в соответствии с
требованиями ФГОС НОО и ФГОС НОО ОВЗ.
АООП НОО ЗПР Вариант 7.2. представляет собой адаптированный вариант
основной образовательной программы начального общего образования
учреждения (далее — ООП НОО учреждения), утверждённой приказом от
31.08.2015г № 110-а.
Адаптация программы произведена посредством введения программы
коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых
образовательных потребностей учащихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП
НОО ЗПР Вариант 7.2., требований к результатам освоения программы
коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО ЗПР Вариант 7.2.
Обязательными условиями реализации АООП НОО ЗПР Вариант 7.2.
являются психолого-педагогическое сопровождение учащихся, согласованная
работа педагогических работников, реализующих программу коррекционной
работы, содержание которой для каждого учащегося определяется с учѐтом его
особых
образовательных
потребностей
на
основе
рекомендаций
территориальной психолого- медико-педагогической комиссии (далее –
ТПМПК).
АООП НОО ЗПР Вариант 7.2. представляет собой образовательную
программу, адаптированную для обучения учащихся с ЗПР с учѐтом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО ЗПР Вариант 7.2. предполагает обеспечение коррекционной
направленности всего образовательного процесса при его особой организации:
пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых
коррекционных занятий, особое структурирование содержание обучения на
основе усиления внимания к формированию социальной компетенции.
Сроки получения начального общего образования учащимися с ЗПР
пролонгируются
с
учѐтом
психофизиологических
возможностей
и
индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и
составляют 5 лет (с обязательным введением первого дополнительного класса).
5

Реализация АООП НОО ЗПР Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с
ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту
завершения уровня начального общего образования с образованием сверстников
без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки,
которые определяются ФГОС НОО ОВЗ. «Сопоставимость» заключается в том,
что объѐм знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно
за счѐт устранения избыточных по отношению к основному содержанию
требований.
Настоящая программа реализуется учреждением через организацию урочной
и внеурочной деятельности.
Вариант 7.2. АООП НОО ЗПР может реализовываться в разных формах: как
совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах.
МОБУ СОШ № 12 обеспечивает требуемые для данного варианта и
категории обучающихся условия обучения и воспитания.
Определение Варианта 7.2. АООП НОО ЗПР осуществляется на основе
рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам комплексного
психолого- медико-педагогического обследования учащихся, с учѐтом
индивидуальной программы реабилитации (далее – ИПР) и в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
В процессе освоения АООП НОО ЗПР Вариант 7.2. сохраняется
возможность перехода обучающегося с данного варианта программы на другой.
Перевод обучающегося осуществляется учреждением на основании
комплексной оценки результатов освоения АООП ЗПР Вариант 7.2., по
рекомендации ТПМПК и с согласия родителей (законных представителей) в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный
предмет в структуре АООП НОО не должна служить препятствием для выбора
или продолжения освоения АООП НОО ЗПР Варианта 7.2, поскольку у данной
категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения,
письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а также
выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны
двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объѐме.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся содержания
АООП НОО ЗПР Вариант 7.2. специалистами, осуществляющими его
психолого-педагогическое сопровождение, оперативно дополняется структура
программы коррекционной работы соответствующим направлением работы. В
случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со
сверстниками обучающийся с ЗПР направляется на комплексное обследование в
ПМПК с целью выработки рекомендаций родителям и специалистам по его
дальнейшему обучению и необходимости перевода на обучение по
индивидуальному учебному плану с учѐтом его особенностей и образовательных
потребностей.
Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные
результаты освоения АООП НОО ЗПР Вариант 7.2., в целом сохраняется в его
традиционном виде.
При этом обучающийся с ЗПР имеет право на прохождение текущей,
промежуточной и итоговой аттестации в иных формах, что может потребовать
внесения изменений в их процедуру в соответствии с особыми
6

образовательными потребностями обучающихся с ЗПР и связанными с ними
объективными трудностями.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на уровне начального
общего образования проводится с учѐтом возможных специфических трудностей
ребѐнка с ЗПР в овладении письмом, чтением или счѐтом, что не должно
являться основанием для смены варианта АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы
делается на основании положительной индивидуальной динамики.
Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности с момента еѐ образования, по усмотрению их родителей
(законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на
обучение по другому варианту АООП НОО в соответствии с рекомендациями
ПМПК, либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
АООП НОО ЗПР Вариант 7.2. для обучающихся с ЗПР, имеющих
инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации
инвалида в части создания специальных условий получения образования.
Психологопедагогическая характеристика обучающихся с ЗПР АООП НОО
ЗПР Вариант 7.2. адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются
уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в
целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности).
Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных
процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности,
в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную
адаптацию в целом.
Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности,
как правило, сформированы недостаточно.
Обучаемость 7 удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая,
зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида
деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.
Неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием
социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции,
гиперактивностью.
Описание особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО ЗПР Вариант 7.2.,
характерны следующие общие и специфические образовательные потребности.
К общим потребностям относятся:
 получение специальной помощи средствами образования сразу же после
выявления первичного нарушения развития;
 выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
 получение начального общего образования в условиях учреждения,
адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие
ребѐнка с педагогическими работниками и соучениками;
7

 психологическое сопровождение, направленное на установление
взаимодействия семьи и учреждения;
 постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за
пределы учреждения.
К специфическим образовательным потребностям относятся:
 обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учѐтом функционального состояния центральной
нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся
с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего
тонуса и др.)
 увеличение сроков освоения АООП НОО ЗПР Вариант 7.2. до 5 лет;
 гибкое варьирование организации процесса обучения путѐм
расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей,
изменения количества учебных часов и использования соответствующих
методик и технологий;
 упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
 организация процесса обучения с учѐтом специфики усвоения знаний,
умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала,
дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приѐмов
и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и
компенсации индивидуальных недостатков развития);
 наглядно-действенный характер содержания образования;
 развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы
компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебнопознавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения
уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых
знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;
 необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых
обществом норм поведения;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение
интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;
 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого
лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию
поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на
компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной
саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и
осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и
использовать помощь взрослого;
8

 развитие и отработка средств коммуникации, приѐмов конструктивного
общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми),
формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное
расширение социальных контактов;
 обеспечение взаимодействия семьи и учреждения для формирования
социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой
психического развития адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО ЗПР
Вариант 7.2. являются одним из важнейших механизмов реализации требований
ФГОС НОО ОВЗ к результатам обучающихся, освоивших АООП НОО ЗПР
Вариант 7.2.
Они представляют собой систему обобщѐнных личностно ориентированных
целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что
обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых
результатов, подлежащих формированию и оценке.
Планируемые результаты:
- обеспечивают связь между требованиями ФГОС НОО ОВЗ,
образовательным процессом и системой оценки результатов освоения АОПП
НОО ЗПР Вариант 7.2.;
- являются основой для разработки настоящей АООП НОО ЗПР Вариант
7.2.;
- являются содержательной и критериальной основой для разработки
программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для
системы оценки качества освоения обучающимися АООП НОО ЗПР Вариант
7.2.
В соответствии с дифференцированным и деятельностным подходами
содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщѐнные
способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно
решать учебные и учебно-практические задачи, а также задачи, по возможности
максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП НОО
ЗПР Вариант 7.2. адекватно отражают требования ФГОС НОО ОВЗ, передают
специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения
отдельных учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области),
соответствуют возрастным возможностям и особым образовательным
потребностям обучающихся с ЗПР.
Результаты освоения обучающимися АООП НОО ЗПР Вариант 7.2.
оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего
образования.
Освоение АООП НОО ЗПР Вариант 7.2. обеспечивает достижение
обучающимися с ЗПР трѐх видов результатов: личностных, метапредметных и
предметных.
Личностные результаты освоения АООП НОО (вариант 7.2)
обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные
9

установки, необходимые для достижения основной цели современного образования
 введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным
опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО
(вариант 7.2) отражают:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной организации.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП
НОО (вариант 7.2) отражают:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения
типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их
осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
10

4) использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее  ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и
объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с
целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
Предметные результаты освоения АООП НОО (вариант 7.2) с учетом
специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися
знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их
применения.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать:
Русский язык. Родной язык:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
2) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого
этикета;
4) овладение основами грамотного письма;
5) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями,
необходимыми для совершенствования их речевой практики;
6) формирование позитивного отношения к правильной устной и
письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека;
7) использование знаний в области русского языка и сформированных
грамматикоорфографических умений для решения практических задач.
11

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по
всем учебным предметам;
3) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с
использованием некоторых средств устной выразительности речи;
4) понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
5) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание
текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать
отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с
учѐтом принятых в обществе норм и правил;
6) достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой
чтения вслух и про себя, элементарными приѐмами интерпретации, анализа и
преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
7) формирование потребности в систематическом чтении; 8) выбор с
помощью взрослого интересующей литературы.
Иностранный язык:
1) приобретение начальных элементарных навыков восприятия устной и
письменной речи на иностранном языке на основе своих речевых
возможностей и потребностей;
2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для
восприятия на элементарном уровне устной и письменной речи на
иностранном языке,
3) сформированность основ дружелюбного отношения и толерантности к
носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников
в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской
художественной литературы.
Математика и информатика
Математика:
1) использование начальных математических знаний о числах, мерах,
величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих
предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и
пространственных отношений;
2) приобретение начального опыта применения математических знаний для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с
числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение
действовать в соответствии с алгоритмом и, исследовать, распознавать и
изображать геометрические фигуры.

12

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)
1)

2)

3)

4)

1)

2)
3)

4)

Окружающий мир:
сформированность уважительного отношения к России, родному краю,
своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной
жизни;
расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях
окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение
основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного
поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения
в природной и социальной среде;
усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром
живой и неживой природы, между деятельностью человека и
происходящими изменениями в окружающей среде;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия
собственных действий и действий, совершаемых другими людьми;
Основы религиозных культур и светской этики:
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали,
понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье
и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и
общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России;
осознание ценности человеческой жизни.
Искусство

Изобразительное искусство:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии
человека;
2) развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое,
дифференцировать красивое от «некрасивого», высказывать оценочные
суждения о произведениях искусства; воспитание активного эмоциональноэстетического отношения к произведениям искусства;
3) овладение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности (изобразительного,
декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, дизайна и
др.);
4) умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так
и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по
отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;
5) овладение
практическими
умениями
самовыражения
средствами
изобразительного искусства.
13

1)
2)

3)

4)
5)

Музыка:
формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни
человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных
эстетических суждений;
развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе
активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных
произведений;
формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных
произведений различных жанров;
использование музыкальных образов при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых
произведений, в импровизации.
Технология

1)

2)

3)

4)
5)

Технология (труд):
формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми
технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил
техники безопасности;
формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой,
тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их
обработки в зависимости от их свойств;
формирование организационных трудовых умений (правильно располагать
материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной
работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.)
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной
деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических
задач.
Физическая культура

Физическая культура:
1) формирование первоначальных представлений о значении физической
культуры для укрепления здоровья человека, физического развития,
повышения работоспособности.
2) овладение
умениями
организовывать
здоровьесберегающую
жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные
мероприятия, подвижные игры и т. д.);
3) формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок.
Результаты
освоения
коррекционно-развивающей
области
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования
14

Результаты освоения коррекционно-развивающей области АООП НОО ЗПР
Вариант 7.2. отражают:
Коррекционный курс «Логопедические занятия»: формирование и развитие
различных
видов
устной
речи
(разговорно-диалогической,
описательноповествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей
действительности; обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова,
развитие лексической системности, формирование семантических полей;
развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи;
коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку - с целью
коррекции пробелов общего развития, восполнения возникающих пробелов в
знаниях по учебному предмету, пропедевтики изучения сложных разделов
учебной программы, овладения орфографическими, каллиграфическими
навыками.
Коррекционно-развивающие занятия по математике - с целью коррекции
пробелов общего развития, восполнение возникающих пробелов в знаниях по
учебному предмету, пропедевтика изучения сложных разделов учебной
программы.
Коррекционно-развивающие занятия с психологом – с целью коррекции
основных психологических функций, преодоление или ослабление проблем в
психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений.
Требования к результатам освоения курсов коррекционно-развивающей
области конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в
соответствии
с
его
потенциальными
возможностями
и
особыми
образовательными потребностям.
1.3. Система оценки достижения обучающимися с задержкой
психического развития планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
АООП НОО ЗПР Вариант 7.2. (далее — Система оценки) соответствует ООП
НОО
Обучающиеся с ЗПР имеют право на специальные условия проведения
оценки результатов освоения АООП НОО, что включают:
1) особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную)
с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
особенностей обучающихся с ЗПР;
2) привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов
общего хода выполнения заданий);
3) присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
4) адаптация инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся (упрощение формулировок по
грамматическому и семантическому оформлению; упрощение многозвеньевой
инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие
поэтапность (пошаговость) выполнения задания; в дополнение к письменной
15

инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается
педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами);
5) при необходимости адаптация текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся
(более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;
упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому
оформлению и др.);
6) при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание
о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение
инструкции к заданию);
7) увеличение времени на выполнение заданий;
8) возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при
нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
9) недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога,
создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения АООП НОО ЗПР Вариант 7.2. предусматривает оценку достижения
обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы
коррекционной
работы,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных потребностей обучающихся, успешность в развитии различных
видов деятельности.
Оценка результатов программы коррекционной работы представляет собой
оценку достижения обучающимся Планируемых результатов программы
коррекционной работы (курсов коррекционноразвивающей области).
Оценка достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы включает отслеживание
индивидуального прогресса в достижении Планируемых результатов освоения
программ НОО, оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся.
С этой целью разработана «Карта динамического наблюдения
обучающегося» (с 1по 4 класс), которая заполняется 2 раза в год (начало
учебного года и конец учебного года.)
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы осуществляется в соответствии со следующими
принципами:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и
возможностей обучающихся с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в
освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность
оценки.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы осуществляется:
 с помощью мониторинговых процедур (начало и конец года),
16

 метода экспертной оценки (заключения специалистов школьного ПМПк)
на основе мнений группы специалистов школьного психолого-медикопедагогического консилиума (ПМПк), работающих с ребенком.
Объектом оценки результатов программы коррекционной работы служит
достижение положительной динамики в интегративных показателях,
отражающих успешность достижения образовательных достижений и
преодоления отклонения в развития.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах
освоения программы коррекционной работы обучающийся с согласия родителей
(законных представителей) направляется на расширенное психолого-медикопедагогическое обследование для получения необходимой информации,
позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы
коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы не выносятся на итоговую оценку.
2. Содержательный раздел
2. 1. Программа формирования универсальных учебных действий
АООП НОО ЗПР Вариант 7.2. обучающихся (далее - Планируемые
результаты) соответствует ООП НОО МОБУ СОШ № 12.
2.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов, внеурочной
деятельности соответствуют ООП НОО МОБУ СОШ № 12.
2.3.
Программа
духовно-нравственного
развития,
воспитания
обучающихся соответствует ООП НОО МОБУ СОШ № 12.
2. 4. Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни соответствует ООП НОО МОБУ СОШ № 12.
2.5. Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы в соответствии с ФГОС НОО направлена
на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего
образования.
Категории детей, для которых разработана данная программа:
- дети с ограниченными возможностями здоровья и временными
ограничениями здоровья;
- дети с низкими адаптационными возможностями;
- дети с неглубокими нарушениями эмоционально-волевой сферы и
поведения;
- дети со сниженными познавательными способностями;
- дети с низким уровнем самоконтроля.
Для данной категории учащихся – в случае их поступления или
обучающихся в МОБУ СОШ № 12 – должны быть созданы соответствующие
оптимальные условия их образования и развития.
Программа коррекционной работы начального общего образования и
обеспечивает:
- создание в школе специальных условий воспитания, обучения,
позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с
ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса;
17

- дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми
образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении.
Разработка
и
реализация
программы
коррекционной
работы
предусматривает как самостоятельную работу педагогического коллектива
школы, так и совместную с другими учреждениями Дальнегорского городского
округа посредством организации межведомственного взаимодействия.
Межведомственное взаимодействие как наиболее действенная форма совместной
деятельности организаций, направленная на обеспечение возможности освоения
учащимися с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной
программы начального общего образования. При реализации основных
образовательных программ для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья могут использоваться адаптированные образовательные программы.
Может быть увеличен нормативный срок освоения образовательной
программы начального общего образования с учётом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии
Дальнегорского городского округа).
Цели программы:
- оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и
поддержки учащимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям
(законным представителям);
- осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом
развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении
основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего
образования, дополнительных образовательных программ.
Приоритетными направлениями программы на уровне начального общего
образования становятся формирование социальной компетентности учащихся с
ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей
личности для самореализации в обществе.
Задачи программы:
- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей
учащихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной
образовательной программы начального общего образования;
- определение особенностей организации образовательного процесса и
условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с
индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения
развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии);
- осуществление индивидуально ориентированной социально-психологопедагогической и медицинской помощи учащимся с ограниченными
возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического
развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов,
организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным
нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
- обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным
образовательным
программам
социально-педагогической
и
других
18

направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных
услуг;
формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной
адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
- расширение адаптивных возможностей личности, определяющих
готовность
к
решению
доступных
проблем
в
различных
сферах
жизнедеятельности;
- развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного
личностного общения в группе сверстников;
- реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и
профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями
здоровья;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по
медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие
принципы:
- Принцип соблюдения интересов ребёнка определяет позицию
специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и
в интересах ребёнка.
- Принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции
нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также
всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.
- Принцип непрерывности гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или
определения подхода к её решению.
- Принцип вариативности предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и
(или) психическом развитии.
- Принцип рекомендательного характера оказания помощи обеспечивает
соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных
представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы
получения детьми образования, образовательные учреждения, формы обучения,
защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с
родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей
с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные)
образовательные учреждения, классы (группы).
Методические
принципы
построения
образовательного
процесса,
направленные на обеспечение освоения обучающимися с ОВЗ основной
образовательной программы, включают:
 усиление практической направленности изучаемого материала;
 выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
 опору на жизненный опыт обучающегося;
 опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала
как в рамках одного предмета, так и между предметами;
19

 соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа
необходимости и достаточности;
 введение в содержание учебных программ коррекционных разделов,
предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных
ранее знаний и умений обучающихся, формирование школьно-значимых
функций, необходимых для решения учебных задач.
Направления и характеристика содержания работы
Программа коррекционной работы на уроне начального общего образования
включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное
содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное,
информационно-просветительское.
Основные направления работы:
- диагностическое направление обеспечивает своевременное выявление
детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного
обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медикопедагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающее направление обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию
недостатков детей испытывающих трудности в обучении, детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей инвалидов в условиях общеобразовательного
учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у
обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
непрерывность
консультативное
направление обеспечивает
специального сопровождения детей испытывающих трудности в обучении, детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов и их семей по
вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий
обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительское
деятельность
по
вопросам,
направление обеспечивает разъяснительную
связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории
детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как
имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
- выявление особых образовательных потребностей учащихся с
ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной
программы начального общего образования;
- проведение
комплексной
социально-психолого-педагогической
диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии учащихся с
ограниченными возможностями здоровья;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося с
ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и
личностных особенностей учащихся;
20

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
ребёнка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья;
- системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики
развития, успешности освоения образовательных программ начального общего
образования).
Коррекционно-развивающая работа включает:
- реализацию комплексного индивидуально ориентированного социальнопсихолого-педагогического и медицинского сопровождения в условиях
образовательного процесса учащихся с ограниченными возможностями здоровья с
учётом особенностей психофизического развития;
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов
обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и
трудностей обучения;
- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоциональноволевой, познавательной и речевой сфер;
- развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями
начального общего образования;
- развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование
адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных
состояний;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,
коммуникативной компетенции;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни
при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным
направлениям работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья,
единых для всех участников образовательных отношений;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально
ориентированных методов и приёмов работы с учащимися с ограниченными
возможностями здоровья;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья;
- консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие
свободному и осознанному выбору учащимися с ограниченными возможностями
здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с
профессиональными
интересами,
индивидуальными
способностями
и
психофизиологическими особенностями.
21

Информационно-просветительская работа предусматривает:
- информационную поддержку образовательной деятельности учащихся с
особыми
образовательными
потребностями,
их
родителей
(законных
представителей), педагогических работников;
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение
участникам образовательного процесса — учащимся (как имеющим, так и не
имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями
образовательного процесса и сопровождения учащихся с ограниченными
возможностями здоровья;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей
(законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических
особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и
их
адресность
создают
необходимые
предпосылки
для
устранения
дезорганизующих факторов.
I
этап
(май
–
сентябрь).
Этап
сбора
и
анализа
информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного
этапа является
оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей,
определения специфики и их особых образовательных потребностей;
оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям
программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой
базы учреждения;
решение педагогического совета о необходимости формирования психологопедагогической комиссии для определения индивидуальной траектории обучения;
II этап (октябрь - май) Этап планирования, организации,
деятельность).
Результатом
координации (организационно-исполнительская
работы является особым образом организованный образовательный процесс,
имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального
сопровождения детей испытывающих трудности в обучении, детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов при специально
созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации
рассматриваемой категории детей.
III этап (май - июнь) Этап диагностики коррекционно-развивающей
образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом
является констатация соответствия созданных условий и выбранных
коррекционно-развивающих
и
образовательных
программ
особым
образовательным потребностям ребёнка.
IV
этап
(август
–
сентябрь)
Этап
регуляции
и
деятельность).
Результатом
корректировки (регулятивно-корректировочная
является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс
сопровождения детей испытывающих трудности в обучении, детей с
22

ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, корректировка
условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Механизмы реализации программы
Программа коррекционной работы на уровне начального
общего
образования предусматривает как самостоятельную реализацию в рамках
взаимодействия педагогического коллектива МОБУ СОШ № 12 так и
взаимодействие с другими учреждениями Дальнегорского городского округа
посредством организации межведомственного взаимодействия.
Взаимодействие педагогического коллектива школы МОБУ СОШ № 12
обеспечивает
системное
сопровождение
учащихся
с
ограниченными
возможностями здоровья и включает:
- комплексность в определении и решении проблем учащегося,
предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи.
В данной работе возможно использование такой действенной формы
организованного
взаимодействия
педагогов,
как
консилиум,
который
предоставляют помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а
также всем педагогам в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением,
воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями
здоровья.
При организации работы с учащимися с ограниченными возможностями
здоровья на уровне муниципалитета возможна сетевая форма взаимодействия
разных организаций Дальнегорского городского округа. Сетевая форма
предполагает использование ресурсов нескольких организаций. Разработан и
внедряется проект «Межведомственное взаимодействие как эффективный
механизм комплексного психолого-педагогического сопровождения детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации».
Требования к условиям реализации программы коррекционной работы
Организационные условия
Настоящая Программа коррекционной работы МОБУ СОШ № 12
предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные
варианты
специального
сопровождения
учащихся
с
ограниченными
возможностями здоровья: обучение в общеобразовательном классе; по общей
образовательной программе начального общего образования или по
индивидуальной программе.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
- дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
- психолого-педагогические условия (коррекционная направленность учебновоспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование
современных педагогических технологий, в том числе информационных,
компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его
эффективности, доступности);
- здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим,
укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм);
- участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от
23

степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально
развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных,
спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях;
- развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные
нарушения психического и (или) физического развития. При организации работы в
данном направлении планируется руководствоваться разработанными на
федеральном уровне методическими рекомендациями, учитывающими специфику
образовательного и реабилитационного процесса для таких детей. Также
предусматривается ориентация на опыт специальных (коррекционных)
образовательных учреждений, которые могут выполнять функции учебнометодических центров, обеспечивающих оказание методической помощи
педагогическим работникам МОБУ СОШ № 12, консультативной и психологопедагогической помощи учащимся и их родителям (законным представителям).
Программно-методическое обеспечение
В
процессе
реализации
программы
коррекционной
работы
предусматривается использование рабочих коррекционно-развивающих программ
социально-педагогической направленности, диагностического и коррекционноразвивающего
инструментария,
необходимого
для
осуществления
профессиональной деятельности учителя.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и
(или) физического развития по индивидуальному учебному плану планируется
использование специальных (коррекционных) образовательных программ,
учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных
ресурсов.
Кадровое обеспечение
Коррекционная
работа
должна
осуществляться
специалистами
соответствующей квалификации и педагогами, прошедшими обязательную
курсовую или другие виды профессиональной подготовки.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми,
имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной
подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения.
Педагогические работники школы должны иметь чёткое представление об
особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными
возможностями
здоровья,
о методиках и
технологиях
организации
образовательного и реабилитационного процессов. Для обеспечения этого будет
предусмотрено обеспечение на постоянной основе подготовки, переподготовки и
повышения квалификации работников школы, занимающихся решением вопросов
образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Материально-техническое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение заключается в наличии надлежащей
материально-технической,
базы
позволяющей
обеспечить
коррекционно-развивающую среду МОБУ СОШ № 12 для организации
коррекционных мероприятий, спортивных и массовых мероприятий, питания,
24

обеспечения медицинского обслуживания, хозяйственно-бытового и санитарногигиенического обслуживания.
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание
информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной
формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием
современных информационно-коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с
ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей),
педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим
фондам.
Содержание коррекционной работы
Виды
и
формы Сроки
Ответственные
деятельности,
мероприятия
Медицинские
осмотры. В течение года
Медицинские работники
Определение физического
классные руководители,
и психического состояния
здоровья детей.
Изучение
социально- В течение года
Классные руководители,
бытового
окружения
социальные педагоги
учащихся.
Посещение
семей, составление актов.
Психологическая
В течение года
Психолог
диагностика (адаптация,
школьная
тревожность,
социометрия, и др.)
Заседания ППК МОБУ Сентябрь, декабрь, март, Зам. директора по УВР
СОШ № 12
май
и
по
мере
необходимости
Индивидуальное обучение По заявлению родителей
Учителя-предметники, кл.
руководитель
КоррекционноПо запросу родителей и Психолог
развивающие занятия
по необходимости
Консультирование
В течение года
Специалисты ПМПК
педагогических
работников,
учащихся,
родителей

25

Перспективный план работы ППК МОБУ СОШ № 12
на учебный год
№
п/п
1

Содержание работы

2

1.Выявление учащихся группы риска
Октябрь
2. Круглый стол по адаптации уч-ся 1-го
класса

3

4

5

1 Утверждение плана работы на учебный год
2.Утверждение состава ППК на учебный год.
3.Инструктаж
по
выполнению
функциональных обязанностей членов
школьного ППК

Сроки
Ответственные
проведения
Сентябрь
Зам. директора по УВР

Классные
руководители
Педагоги-психологи,
Классные
руководители,
учителя-предметники

1. Отчет об успеваемости класса по итогам В течение
каждой четверти и на конец учебного года, с года
Учителя-предметники,
целью выявления учащихся «группы риска».
классные
2. Работа с учащимися «группы риска»
руководители
(консультации, индивидуальные занятия
учащихся с учителями, психологами,
социальными педагогами).
3. Разработка индивидуальных программ В течение Зам. директора по ВР,
реабилитации
и
адаптации года
классные
несовершеннолетних состоящих на учете в
руководители
ПДН; разработка индивидуальных программ
реабилитации и адаптации семей, состоящих
на учете во всех субъектах профилактики; В течение Зам. директора по ВР,
проведение ППК.
года
классные
4.
Заседание
ППК
по
определению
руководители
оптимального объема учебной нагрузки
учащихся в зависимости от их особенностей
психофизического
развития,
характера
течения
заболевания,
рекомендаций
лечебно-профилактического учреждения от
объёма общей учебной нагрузки.
1. Диагностика учащихся, проживающих в В течение
замещающих семьях.
года
Кл. руководитель
2. Составление актов обследования учащихся,
проживающих в замещающих семьях.
1. Диагностика выпускников 4-х классов.
Май
Члены ППК
2. Составление плана работы на следующий
учебный год
Существенной чертой коррекционно-развивающего образовательного
процесса является индивидуально-групповая и индивидуально ориентированная
26

работа, направленная на коррекцию индивидуальных проблем развития
обучающегося.
Планируемые результаты коррекционной работы
Результаты внедрения Программы коррекционной работы отслеживаются через
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования, которая предполагает
комплексный подход к оценке результатов образования. Ведется оценка достижений
обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и
предметных.
Результатом коррекции развития обучающихся с ОВЗ может считаться:
- оптимальная адаптация детей с ОВЗ в условиях реальной жизненной
ситуации;
- уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и
личностном развитии;
- формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных
ресурсов у детей и подростков с ОВЗ;
- включение в систему коррекционной работы школы взаимодействие с
другими организациями;
- повышение профессионального уровня педагогического коллектива по
проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
3. Организационный раздел.
3.1. Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7.2).
Учебный план АООП НОО (вариант 7.2) может реализовываться сроком
обучения 4 года (в соответствии с учебным планом начальной школы) и 5 лет с
дополнительным 1 классом. Выбор обучения зависит от уровня усвоения
обучающимся учебных знаний и умений.
Учебный план АООП НОО (вариант 7.2) (далее - учебный план) определяет
перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений и соответствует ООП НОО МОБУ СОШ
№ 12.

27

Недельный учебный план начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
(5-дневная неделя)
Предметные области

Учебные
предметы

Обязательная
часть
Русский язык и литературное чтение
Русский язык
Литературное
чтение
Родной язык и литературное чтение на родном Родной язык
языке
Литературное
чтение
на
родном языке
Иностранный язык
Иностранный
язык
Математика и информатика
Математика
Обществознание и естествознание (Окружающий Окружающий
мир)
мир

Классы
I
I
II III
доп
Количество часов

IV

4
4

4
4

4
4

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5 0,5
0,5 0,5

0,5
0,5

-

-

2

2

2

4
2

4
2

4
2

4
2

4
2

Основы
–
религиозной
культуры
и
светской этики
Музыка
1

-

–

–

1

1

1

1

1

Изобразительное 1
искусство
Технология
Технология
1
Физическая культура
Физическая
3
культура
ИТОГО
21
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
0

1

1

1

1

1
3

1
3

1
3

1
3

21
0

23
0

23
0

23
0

Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной 21
неделе

21

23

23

23

10

10

Основы религиозной культуры и светской этики

Искусство

Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую
область):
Коррекционно-развивающая область:
Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционные индивидуальные
занятия с учителем
Коррекционные занятия с психологом
Коррекционные занятия с дефектологом/
логопедом

10

4
4

4
3

1
0

10

5
3

5
3

5
3

5
3

5
3

1
1

1

1

1

1

28

Направления внеурочной деятельности:
Общеинтеллектуальное
Духовно-нравственное

Спортивно- оздоровительное

Общекультурное
Социальное

5

5

Клуб «Почемучка»
Уроки нравственности
Клуб «Родина моя»
Уроки милосердия
Уроки здоровья
Подвижные игры
Танцевальный (кружок)
Прикладное творчество (кружок)
Инфознайка
Проект «Я познаю мир»

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

5
1

5

1

1

1

1
1

5

1
1
1
1
1

1
1

1
1

Коррекционно-развивающее направление является обязательной частью,
поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО (вариант 7.2).
Коррекционная работа осуществляется в объеме 5 часов. Коррекционноразвивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время.
На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые
занятия – до 40 минут.
Программа коррекционной работы разрабатывается в зависимости от особых
образовательных потребностей обучающихся.
Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе
рекомендаций ТПМП г. Дальнегорска.
3.2.План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности по направлениям АООП НОО (вариант 7.2)
(кроме коррекционно-развивающей области) соответствуют ООП НОО МОБУ
СОШ № 12.
План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися
планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 7.2) и обеспечивает
реализацию индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и
запросов обучающихся, их родителей (законных представителей).
Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов организуется по
следующим направлениям:
- Спортивно-оздоровительное;
- Общекультурное;
- Общеинтеллектуальное;
- Духовно-нравственное;
- Социальное.
Внеурочная
деятельность
способствует
социальной
интеграции
обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых
предусмотрена совместная деятельность обучающихся разных категорий (с ОВЗ и
без таковых), различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности
29

подбираются с учетом возможностей и интересов как обучающихся с задержкой
психического развития, так и обычно развивающихся сверстников.
3.3. Календарный учебный график АООП НОО (вариант 7.2)
Календарный учебный график АООП НОО (вариант 7.2) соответствуют
календарному учебному графику ООП НОО МОБУ СОШ № 12.
3.4.Система специальных условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
Нормативные условия
В рамках данного направления формируется банк нормативно-правовых
документов федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Разработана и реализуется мониторинг метапредметных универсальных
учебных действий (УУД) на уровне начального общего образования.
Разработаны и реализуются рабочие программы на уровень обучения по
учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам коррекционноразвивающей области.
Организационно-содержательные условия
В рамках ШМО учителей начальных классов на заседаниях рассматриваются
различные вопросы реализации АООП НОО (вариант 7.2), работа по
самообразованию педагогов планируется с учетом необходимости реализации
коррекционной направленности учебно-воспитательной деятельности.
Проводятся семинары для учителей начальных классов, в рамках которых
учителя дают открытие уроки по разным учебным предметам с использованием
личностно- ориентированного, деятельностного, дифференцированного подходов в
обучении, ИКТ технологий.
.
Реализуется
оптимизационная
модель
организации
внеурочной
деятельности. Данная модель наиболее соответствует возможностям Школы: в ее
реализации могут принимать участие все педагогические работники учреждения ,
происходит оптимизация внутренних ресурсов школы.
Кадровые условия
Педагогический коллектив школы прошел обучение с целью формирования
нового педагогического профессионализма: овладения новыми методами работы в
рамках перехода на новые ФГОС.
Уровень квалификации работников МОБУ СОШ №12, реализующей АООП НОО
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для каждой
занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по
соответствующей должности.
МОБУ СОШ № 12 обеспечивает работникам возможность повышения
профессиональной квалификации один раз в три года, ведения методической
работы, применения, обобщения и распространения опыта использования
современных образовательных технологий обучения и воспитания, обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.

30

Педагогический процесс по адаптированным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляют 8 педагогов.
Характеристика педагогического коллектива свидетельствует о кадровой
обеспеченности учебного процесса для обучения.
Все педагоги обязательно проходят профессиональную переподготовку или
курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования,
подтвержденную сертификатом установленного образца.
Ежегодно
организуется
психолого-педагогическое
сопровождение
участников образовательных отношений на уровне начального
общего
образования в рамках школьного П(М)Пк. Организовано взаимодействие со
специалистами ТПМПК г.Дальнегорска.
Материально-технического условия
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих
материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с
недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения
школы, организацию их пребывания, обучения, также позволяющих обеспечить
адаптивную и коррекционно-развивающую среды школы.
В школе функционируют следующие кабинеты специального назначения:
кабинет информатики, библиотека, спортзал, актовый зал.
В школе организовано горячее льготное питание для детей с ОВЗ, имеется
столовая, медицинский кабинет.
Материально-технические условия школы обеспечивают условия для
организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с
родителями (законными представителями) обучающихся.
Информационные условия
Особенности организации учебной деятельности в классах АООП НОО
(вариант 7.2) размещаются на сайте Школы; являются обязательными вопросами
на проводимых в течение года общешкольных родительских собраний для
будущих первоклассников, а также на классных родительских собраниях.
Финансовые условия
Финансовый механизм является интегрирующим фактором эффективности
условий реализации основных образовательных программ и направлен на
обеспечение деятельности основного субъекта образовательного процесса –
учителя необходимыми и достаточными для эффективной реализации
планируемых результатов ресурсами
Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы
начального общего образования опирается на исполнение расходных обязательств,
обеспечивающих конституционное право граждан на бесплатное и общедоступное
общее образование. Объём действующих расходных обязательств отражается в
задании
учредителя
по
оказанию
государственных
(муниципальных)
образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования.
Задание учредителя обеспечивает соответствие показателей объёмов и
качества предоставляемых образовательным учреждением услуг (выполнения
работ) с размерами направляемых на эти цели средств бюджета.

31

Финансовое обеспечение задания учредителя по реализации основной
образовательной программы начального общего образования осуществляется на
основе нормативного подушевого финансирования.
Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения
осуществляется в пределах объёма средств образовательного учреждения на
текущий финансовый год, определённого в соответствии с региональным
расчётным
подушевым
нормативом,
количеством
обучающихся
и
соответствующими поправочными коэффициентами, и отражается в смете
образовательного учреждения.
Школа согласно штатному расписанию, определяет в общем объеме
средств, долю, направляемую на:
 материально-техническое обеспечение;
 оснащение оборудованием помещений;
 стимулирующие выплаты.
Контроль за состоянием системы условий.
Осуществляется ежегодное самообследование деятельности учреждения, по
итогам которого на сайте школы публикуется отчет о самообследовании
Результатом реализации АООП НОО станет повышение качества
предоставления общего образования, которое будет достигнуто путём создания
современных условий образовательного процесса и роста эффективности
учительского труда.
Ключевым индикатором будет являться удовлетворенность качеством
образования педагогических работников, родителей, учащихся, определяемая по
результатам социологических опросов.

32

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».