Рабочая программа элективного курса Трудные вопросы в органической химии

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
Управление образования администрации Дальнегорского городского округа
МОБУ СОШ № 12

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Директор школы

_________________

__________________

Макаров А.А.

Макаров А.А.

Протокол №1 от «30»

Приказ №270-а от «01»

августа 2023 г.

сентября 2023 г.
Подписан: Макаров Анатолий
Александрович
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2023.10.02 08:19:22+10'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса
«Трудные вопросы в органической химии»
с использованием оборудования центра «Точка роста»
для обучающихся 11 классов

с. Сержантово 2023

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности в предназначена для учащихся 11 класса и
рассчитана на 33 часа. Программа представлена в виде практикума, который позволит
восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения заданий разных типов в
органическойхимии и начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена
по химии.
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так какэто
один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и
полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение
теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием
решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое
включение расчетных задач в структуруурока, что снижает дидактическую роль
количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям
у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ
химии немыслимобез понимания количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний,
развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся
химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет
кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи междуявлениями, между причиной
и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению
трудностей. Умение решатьзадачи, является одним из показателей уровня развития
химического мышленияучащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое
содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи,использование в
условии задачи сведений практического характера.
Структура занятия включает следующие формы работы: проверочные и
самостоятельные работы в тестовой форме, составление тестовых заданий
учащимися, составление алгоритмов задач, составление и защита авторских задач и
цепочек превращения.
Главным назначением является:
совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнеммотивации к
изучению химии;

сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение
использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний,
развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков
работы с литературой.
Цель:
Обобщение, систематизация, расширение и углубление знаний учащихся по разделам
органической химии; формирование навыков решения задач по химии различных
типов.
Задачи:
Совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения в
органической химии.
Решение расчетных задач повышенной сложности.
Формирование навыков исследовательской деятельности.
Формирование потребности в приобретении новых знаний и способах их получения
путем самообразования.
Подготовка к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии.
Знания, умения и навыки, формируемые внеурочной деятельностью:
 В результате

прохождения программы внеурочной деятельности:Учащиеся

должны знать:
 Химические свойства классов органических соединений;
 Признаки, условия и особенности химических реакций в органическойхимии;
 Номенклатуру органических соединений;
 Алгоритмы решения задач базового и повышенного уровня сложности.
 Учащиеся должны уметь:
 Производить расчеты по формулам и уравнениям реакций;
 Производить расчеты на определение компонентов смеси;
 Производить расчеты на определение формул соединений;
 Раскрывать генетические связи в органической химии;
 Решать экспериментальные задачи по органической химии;

 Самостоятельно создавать алгоритмы решения задач;
 Осуществлять переход от одного класса органических веществ к другому;
 Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной
сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко
 формулировать свои мысли;
 пользоваться различными пособиями, справочной литературой, Интернетисточниками.
Планируемые воспитательные результаты

1.2.

 Планируемые результаты воспитания нацелены на перспективу развитияи
становления личности обучающегося. Результаты достижения цели, решения
задач воспитания даны в форме целевых ориентиров.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего
образования
Направлени Характеристики (показатели)
я
Гражданское Осознанно выражающий свою российскую гражданскую
идентичность в поликультурном и многоконфессиональном
российском обществе, современном мировом сообществе.
Сознающий свое единство с народом России как источником
власти и субъектом тысячелетней российской
государственности, с Российским государством, ответственностьза
развитие страны, российской государственности в настоящем и
будущем.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный
аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа
России и Российского государства, сохранять и защищать
историческую правду о Российском государстве в прошлом и в
современности.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе
уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан,

уважения к историческому и культурному наследию России.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой
дискриминации в обществе по социальным, национальным,
расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой
деятельности (школьном самоуправлении, добровольчестве,
экологических, природоохранных, военно-патриотических и
др.объединениях, акциях, программах).
Патриотическ Выражающий свою этнокультурную идентичность,
ое

демонстрирующий приверженность к родной культуре на основе
любви к своему народу, знания его истории и культуры.
Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в
целом, деятельно выражающий чувство причастности к
многонациональному народу России, к Российскому Отечеству,
свою общероссийскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к
историческому и культурному наследию своего и других народов
России, к национальным символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране
– России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за
рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в
сохранении общероссийской культурной идентичности.

Духовно-

Проявляющий приверженность традиционным духовно-

нравственное нравственным ценностям, культуре народов России (с учетом

мировоззренческого, национального, религиозного
самоопределения семьи, личного самоопределения).
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и
норм с учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности
каждой человеческой личности, свободы мировоззренческого
выбора, самоопределения, отношения к религии и религиозной
принадлежности человека.
Демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных групп, традиционных религий народов России,
национальному достоинству, религиозным убеждениям с учетом
соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность
межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан,
народов в России.
Способный вести диалог с людьми разных национальностей,
религиозной принадлежности, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения.
Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи на
основе российских традиционных семейных ценностей,
понимании брака как союза мужчины и женщины для создания
семьи, рождения и воспитания в ней детей, неприятия насилия в
семье, ухода от родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о роли
русского и родного языков, литературы в жизни человека, народа,
общества, Российского государства, их значении вдуховнонравственной культуре народа России, мировой культуре.
Демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству

познания отечественной и мировой культуры.

Эстетическо Знающий и уважающий художественное творчество своего
е

народа, других народов, понимающий его значение в культуре.
Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на
душевное состояние и поведение людей.
Сознающий и деятельно проявляющий понимание
художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных
норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное самовыражение в разных видах
искусства, художественном творчестве с учетом российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, на
эстетическое обустройство собственного быта.
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового
художественного наследия, роли народных традиций инародного
творчества в искусстве.

Физическое

Понимающий и выражающий в практической деятельности
ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных
усилий в сохранении и укреплении своего здоровья, здоровья
других людей.
Выражающий на практике установку на здоровый образ
жизни(здоровое питание, соблюдение гигиены, режим
занятий и отдыха, физическая активность), стремление к
физическому
самосовершенствованию, соблюдающий и
пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие
вредныхдля физического и психического здоровья привычек,
поведения (употребление алкоголя, наркотиков, курение,
игровая и иные зависимости, деструктивное поведение в
обществе и цифровой среде).
Соблюдающий правила личной и общественной
безопасности, втом числе безопасного поведения в
информационной среде.
Развивающий свои способности адаптироваться к стрессовым
ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся
социальным, информационным и природным условиям.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего физического и
психологического состояния, состояния окружающих людей с
точки зрения безопасности, сознательного управления своим
эмоциональным состоянием, готовность и умения оказывать
первую помощь себе и другим людям.

Трудовое

Уважающий труд, результаты труда, трудовую собственность,
материальные ресурсы и средства свои и других людей,
трудовые и профессиональные достижения своих земляков,
ихсоциально значимый вклад в развитие своего поселения,
края, страны.
Проявляющий сформированные навыки трудолюбия,
готовностьк честному труду.
Участвующий практически в социально значимой трудовой
деятельности разного вида в семье, школе, своей местности, в
том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с
учетом соблюдения норм трудового законодательства.
Способный к творческой созидательной социально значимой
трудовой деятельности в различных социально-трудовых
ролях,в том числе предпринимательской деятельности в
условиях
самозанятости или наемного труда.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой,
профессиональной деятельности в российском обществе с
учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи,
общества.
Выражающий осознанную готовность получения
профессионального образования, к непрерывному
образованию втечение жизни как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности,
регулирования трудовых отношений, самообразования и
профессиональной

самоподготовки в информационном высокотехнологическом
обществе, готовый учиться и трудиться в современном
обществе.
Экологичес Выражающий и демонстрирующий сформированность
кое

экологической культуры на основе понимания влияниясоциальноэкономических процессов на окружающую природную среду.
Применяющий знания социальных и естественных наук для
решения задач по охране окружающей среды.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред
природе, окружающей среде.
Знающий и применяющий умения разумного, бережливого
природопользования в быту, в общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной,
природоохранной, ресурсосберегающей деятельности,
участвующий в его приобретении другими людьми.

Познавател Деятельно выражающий познавательные интересы в разных
ьное

предметных областях с учетом своих способностей, достижений.
Обладающий представлением о научной картине мира с учетом
современных достижений науки и техники,достоверной научной
информации, открытиях мировой и отечественной науки.
Выражающий навыки аргументированной критики антинаучных
представлений, идей, концепций, навыки критического мышления.
Сознающий и аргументированно выражающий понимание значения
науки, научных достижений в жизни российского общества, в
обеспечении его безопасности, в гуманитарном,
социально-экономическом развитии России в современном мире.
Развивающий и применяющий навыки наблюдений, накопления и
систематизации фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ
«Трудные вопросы в органической химии»(Химия. 11класс)
Введение. (1 час)
Введение. Общие требования к решению химических задач.
Использование знаний физики и математики при решении задач по химии.
Особенности решения задач и составления химических уравнений ворганической
химии.
Тема 1. Теория строения органических соединений. (2 часа)
Основные положения теории химического строения. Составление гомологов, изомеров,
структурных формул по названиям веществ. Принципыпостроения названий
органических веществ
Тема 2. Углеводороды. (11 часов)
Химические свойства алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, бензола;
качественные реакции, изомерия, номенклатура углеводородов. Их применение на
основе свойств. Вычисление количества изомеров, нахождение формул веществ по
известным массовым долям или продуктам сгорания. Составление ирешение
генетических цепочек разных видов.
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения. (6 часов)
Химические свойства, качественные реакции, именные реакции спиртов,альдегидов и
кетонов, карбоновых кислот, фенолов. Влияние строения на химические свойства
веществ. Вычисление количества изомеров, нахождение формул веществ по известным
массовым долям или продуктам сгорания.
Составление и решение генетических цепочек разных видов.
Тема 4. Органические вещества клетки. (3 часа)
Жиры, углеводы, сложные эфиры, белки. Вычисление количества изомеров,
нахождение формул веществ по известным массовым долям илипродуктам сгорания.
Составление и решение генетических цепочек разныхвидов.
Тема 5.Азотсодержащие органические соединения. (4 часа)
Амины, аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты. Решение задач навывод формулы
вещества. Решение генетических цепочек.
Тема 6.Полимеры. (1 час)

Высокомолекулярные органические соединения. Составление реакцийполимеризации.
Решение задач по уравнениям химической реакции для полимеров.
Тема 7.Решение экспериментальных задач по органической химии.(3 часа)
Решение экспериментальных задач на распознавание веществ в
органической химии. Проведение практической работы с применением знаний
качественных реакций в органической химии и методов качественного анализа.
Тема 8. Решение задач повышенной сложности. (2 часа)
Решение заданий повышенного уровня из материалов Единого
Государственного Экзамена. Разбор наиболее сложных вопросов. Повторение
алгоритмов решения задач (подготовка к зачету).
Итоговое занятие (1 час)
Итоговые зачеты по полугодиям. Составление и защита авторских задач, цепочек
превращения.

Учебно-тематический план
№ Наименование

Кол- во В том числе

п/п разделов и тем

часов

Практически Формы работы
е занятия

1

Введение.

1

-

Лекция с элементами
межпредметных связей

2

3

Теория строения

2

2

Разбор тестов и задач ЕГЭ,

органических

составление алгоритмов

соединений.

решения.

Углеводороды.

11

10

Разбор тестов и задач ЕГЭ,
составление алгоритмов
решения, решение и
составление
генетических цепочек

4

Кислородсодержащие 6

6

Разбор тестов и задач ЕГЭ,

органические

составление алгоритмов

соединения.

решения, решение и
составление генетических
цепочек

5

Органические

3

3

вещества клетки.

Разбор тестов и задач ЕГЭ,
составление алгоритмов
решения, решение и
составление генетических
цепочек

6

Азотсодержащие

4

4

Разбор тестов и задач ЕГЭ,

органические

составление алгоритмов

соединения.

решения, решение и
составление генетических
цепочек

7

Полимеры.

1

1

Разбор тестов и задач ЕГЭ,
составление алгоритмов

решения.
8

Решение

3

3

Практическая работа.

2

2

Решение задач ЕГЭ и

экспериментальных
задач по органической
химии
9

Решение задач
повышенной

олимпиадных заданий.

сложности.
10 Итоговые занятия.

1

-

Зачет.

Раздел III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Трудные вопросы в органической химии», 11 класс
№

Тема занятия

Кол-во часов

1

Введение. Общие требования к решению задач по

1

химии.
Тема 1. Теория строения органических соединений. (2 часа)
2

Решение

заданий

положениям

по

основным

1

теории

строения органических соединений.
3

Решение

заданий

положениям

по

основным

1

теории

строения органических соединений.
Тема 2. Углеводороды. (11 часов)
4

Составление

цепочек

превращения

с

1

использованием
алканов.
5

Составление и решение цепочек превращения для

1

алкенов.
6

Решение задач на вывод молекулярной

1

формулы по
известным массовым долям для алканов и алкенов.
7

Решение задач на вывод молекулярной

1

формулы по
продуктам сгорания для алканов и алкенов.
8

Составление и решение цепочек превращения для

1

алкинов.
9

Решение

задач по

уравнениям с

химическим

1

использованием алкинов.
10

Составление

и

превращения

решение

цепочек

1

для

алкадиенов.
11

Составление и решение цепочек превращения для

1

бензола.
12

Задачи на определение объемной доли, мольной 1
доли
компонентов газовой смеси углеводородов.

13

Решение задач по химическим уравнениям, если

1

одно из
исходных веществ дано в избытке.
14

Зачет по теме «Углеводороды» (1-е полугодие)

1

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения. (6 часов)
15

Составление и решение цепочек превращения для

1

спиртов.
16

Решение задач на вывод формулы спиртов.

1

17

Составление и решение цепочек превращения для

1

альдегидов и кетонов.
18

Составление

и

превращения

решение

цепочек

1

для

карбоновых кислот.
19

Составление и решение цепочек превращения для

1

сложных
эфиров
20

Генетическая связь без- и кислородосодержащих
органических соединений.

1

Тема 4. Органические вещества клетки.(3 часа)
21

Составление и решение цепочек превращения для жиров.

1

Превращение жиров в организме человека.
22

Составление и решение цепочек превращения для

1

углеводов. Превращение углеводов в организме человека.
23

Решение задач на пищевые растворы.

1

Тема 5. Азотсодержащие органические соединения. (4 часа)
24

Составление и решение цепочек превращения для аминов.

25

Составление

и

решение

цепочек

превращения

1
для 1

аминокислот.
26

Задачи на разделение смесей на примере азотосодержащих

1

органических соединений.
27

Составление и решение переходов алкан - белок

1

Тема 6. Полимеры. (1 час)
28

Решение задач на образование и разрушение полимеров.

1

Тема 7. Решение экспериментальных задач по органической химии. (3 часа)
29

Решение

экспериментальных

задач по

теме

1

«Углеводороды».
30

Решение экспериментальных задач по теме «Производные

1

углеводородов».
31

Решение экспериментальных задач по теме «Белки. Жиры.

1

Углеводы».
Тема 8. Решение задач повышенной сложности. (2 часа)
32

Решение заданий из материалов ЕГЭ. «Трудные вопросы в

1

органической химии».
33

Решение заданий из материалов ЕГЭ. «Трудные вопросы в
органической химии».

Итого: 33 часа

1

ПРИЛОЖЕНИЕ
Тематическое планирование учебного материала
«Трудные вопросы в органической химии» в 11 классес использованием
оборудования центра «Точка роста»
№

Тема

Содержание

п/п

Кол- во

Использован

часов

ие
оборудовани
я

1

2

3

Составление решение Л.О. № 1
Цепочек

«Получение этилена

превращения

и изучение его

для алкенов.

свойств»

Составление и

Л.О. №2

решение

«Взаимодействие

Цепочек

ацетилена

превращения

с раствором

для алкинов.

перманганата калия»

Составление и

Л.О. № 3

решение

«Химические свойства

Цепочек

фенола».

1

Датчик рН,
спиртовка

1

Датчик рН

1

Датчик рН

превращения
для бензола.
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения. (5 часов)
4

Составлениеи

Демонстрационные

решение

опыты:

температуры

Цепочек

«Сравнение

(терморезис

превращения

температуры

торны

для спиртов.

Кипения одноатомных

йи

спиртов»; «Сравнение

термопарны

температур кипени

й),

1

Датчики

изомеров»;

баня

«Изучение испарения

комбиниров

Органических

анная

веществ».

лабораторна
я.

5

Составление

Л.О. № 4

и решение цепочек

«Тепловой эффект реакции

окисления

превращения для

окисления этанола».

спирта над

1

альдегидов и кетонов.

Прибор для

медным
катализатором,
высокотемперат
ур ный датчик
(термопара)

6

Составление

Л.О. № 5

и решение

«Сравнение

температуры

цепочек

температур

(терморезисторн

превращения

плавления цис-

ы

для

трансизомеров

й)

карбоновых

карбоновых

кислот.

кислот».

1

Датчик

Л.О. № 6
«Определение
температуры
плавления
стеариновой
пальмитиновой
кислот»

7

Составление

Л.О. № 7

и решение

«Определение

Датчик

цепочек

электропроводности

электропроводн

превращения

и pH раствора

ости

для

уксусной кислоты».

карбоновых

Л.О. № 8

кислот.

«Изучение силы
одноосновных карбоновых

1

Датчик рН,

кислот»

8

Составление

Л.О. № 9

и

«Щелочной гидролиз

решение

цепочек

1

Датчик рН

этилацетата»

превращения
для сложных
эфиров
Тема 5. Азотсодержащие органические соединения. (2 часа)
9

Составление

Л.О. № 10

и решение

«Сравнение

цепочек

основных свойств

превращения

аммиака,

для аминов

метиламина,

1

Датчик рН

1

Датчик рН,

анилина».
10 Составление и решение Л.О. № 11 «Определение
цепочек

среды растворов

датчик

превращения

аминокислот».

электропроводн

для

Л.О. № 12 «Кислотные

ости

аминокислот.

свойства
аминокислот».

Тема 6. Полимеры. (1 час)
11

Решение

Л.О. № 13

задач на

«Распознавание

температуры

образование и

пластмасс и

(термопарны

разрушение

волокон»

й)

1

Датчик

полимеров.

Список использованной литературы
1. Алексашин, Ю.В. Общая химия: Учебное пособие / Ю.В. Алексашин, Н.Е. Шпак.
- М.:Дашков и К, 2012. - 256 c.
2. Аликина, И.Б. Общая и неорганическая химия. лабораторный практикум.
Учебное пособие для вузов / И.Б. Аликина, С.С. Бабкина, Л.Н. Белова и др. Люберцы: Юрайт,2016. - 477 c
3. Ахметов, Н.С. Общая и неорганическая химия: Учебник / Н.С. Ахметов. - СПб.
Лань, 2014.- 752 c.
4. Бабкина, С.С. Общая и неорганическая химия. Лабораторный практикум:
Учебноепособие для бакалавров и специалистов / С.С. Бабкина, Р.И. Росин, Л.Д.
Томина. - М.:Юрайт, 2012. -481 c.
5. Бабков, А.В. Общая, неорганическая и органическая химия: Учебное пособие /
А.В.Бабков. - Ереван: МИА, 2015. - 568 c.
6. Балашова, О.М. Общая химия: Учебное пособие / О.М. Балашова, В.Г. Лобанова.
- М.:МИСиС, 2013. - 73 c.
7. Барагузина, В.В. Общая и неорганическая химия: Учебное пособие / В.В.
Барагузина,
8. И.В. Богомолова, Е.В. Федоренко. - М.: ИЦ РИОР, 2013. - 272 c.
9. Гаршин, А. Общая и неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах,
химическихреакциях: Учебное пособие / А. Гаршин. - СПб. Питер, 2013. - 288 c.

10.Гаршин, А.П. Общая и неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах,
химических реациях: Учебное пособие / А.П. Гаршин. - СПб. Питер, 2013. - 288 c.
11.Акимова, Т.В. Экология. Природа-Человек-Техника: Учебник для студентов техн.
направл. и специал. Вузов / Т.А.Акимова, А.П.Кузьмин, В.В.Хаскин.- Под общ.
ред. А.П.Кузьмина; Лауреат Всеросс. конкурса по созд. новых учебников по общим
естественнонауч. дисципл. для студ. вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 343 с.
12.Гальперин, М.В. Общая экология: Учебник / М.В. Гальперин. - М.: Форум, 2016. 336


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».