Рабочая программа учебного предмета ОРКСЭ 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
Управление образования администрации
Дальнегорского городского округа
МОБУ СОШ № 12
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогический совет

Директор

А.А.Макаров

А.А.Макаров
Приказа № 270-а
от «01» сентября 2023г.

Протокол №1
от «30» августа 2023 г.

Подписан: Макаров Анатолий
Александрович
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2023.09.20 14:54:58+10'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1855623)
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
для обучающихся 4 класса

с.Сержантово 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает
содержательную составляющую ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты
по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых
результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены
в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие
результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений,
которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого
модуля.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у
обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях
религиозных и светских традиций народов России, формированию
ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма,
православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей
страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ
предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся,
требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности,
принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели,
находить адекватные вербальные средства передачи информации и
рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе
диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия
обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных
точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса
являются психологические особенности детей, завершающих обучение в
начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие
авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость
детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на
окружающую
действительность,
остро
реагировать
как
на
доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на
проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это
становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и
принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в
процессе обу­чения необходимо учитывать, что младшие школьники с
трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные
поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной

стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением
или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных
жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
 знакомство
обучающихся с основами православной,
мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами
мировых религиозных культур и светской этики по выбору
родителей (законных представителей);
 развитие
представлений
обучающихся
о
значении
нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи,
общества;
 обобщение знаний, понятий и представлений о духовной
культуре и морали, ранее полученных в начальной школе,
формирование ценностно-смысловой сферы личности с
учётом мировоззренческих и культурных особенностей и
потребностей семьи;
 развитие
способностей обучающихся к общению в
полиэтничной,
разномировоззренческой
и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения
и диалога. Основной методологический принцип реализации
ОРКСЭ – культурологический подход, способствующий
формированию у младших школьников первоначальных
представлений о культуре традиционных религий народов
России (православия, ислама, буддизма, иудаизма),
российской светской (гражданской) этике, основанной на
конституционных правах, свободах и обязанностях человека и
гражданина в Российской Федерации.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
изучается в 4 классе один час в неделю, общий объем составляет 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и
религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение
к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в
России. Православный храм и другие святыни. Символический язык
православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное
пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы культуры и светской этики» в
4 классе у обучающегося формируются следующие личностные результаты:
 понимать основы российской гражданской идентичности, проблему
чувства гордости за свою Родину;
 формировать национальную и гражданскую самоидентичность,
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
 понимать значение гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; осознавать ценность легкой жизни;
 понимать значение нравственных норм и ценностей как условия
жизни личности, семьи, общества;
 осознавать
право
гражданина
РФ
исповедовать
любую
традиционную религию или не исповедовать какую-либо религию;
 строить свое общение, совместную деятельность на основе правил
общения: навыки договариваться, мирно разрешать конфликты,
уважать другое мнение, независимо от приборов собеседников, к
религии или к атеизму;
 соотносить свои действия с моральными ценностями, принятыми в
российском обществе, учитывать уважение к духовным традициям
народов
России,
терпимость
к
сторонникам
разного
вероисповедания;
 строить свое поведение с учётными моральными нормами и
правилами; приспособление в повседневной жизни к доброту,
справедливости, доброжелательности в обществе, желанию при
необходимости прийти на помощь;
 осознавать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре, стремиться анализировать свое поведение,
осуждать негативных поступков и действий, оскорбляющих других
людей;
 Не следует игнорировать бережное отношение к материальным и
духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТРНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



овладевать пониманием и сохранением целей и задач учебной
деятельности, определение оптимальных средств их достижения;
формировать знания, планировать, контролировать и оценивать
технологические действия в соответствии с поставленной задачей и
обеспечивать ее реализацию, определять и находить наиболее

эффективные
методы
достижения
результата,
вносить
соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе
оценки и учёта ошибок характера, понимать причину
успеха/неуспеха учебной деятельности. ;
 совершенствовать навыки в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных аппаратах; адекватное использование речевых
средств и средств решения информационно-коммуникационных
технологий для различных коммуникативных и познавательных
задач;
 совершенствовать навыки в области работы с информацией,
осуществление информационного поиска для выполнения учебных
заданий;
 овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами общения;
 владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, проведения аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
 формировать способность слушать собеседника и вести диалог,
признавать возможность освещения различных точек зрения и право
каждого иметь свою собственную, умений излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и наблюдать за событиями;
 совершенствовать
организационные навыки в коллективной
деятельности, навыки определения цели и пути ее достижений,
умений договариваться о распределенных ролях в совместной
деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение
окружающих.
Универсальные технические действия
Познавательные УУД:
 ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности
общества – мораль, этика, этика, справедливость, гуманизм,
благотворительность, а также влияние в разных религиях (в пределах
изученного);
 использовать разные методы получения знаний о традиционных
религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение,
вычисление);

применять логические действия и операции для решения
математических задач: сравнивать, анализировать, обсуждать, делать
выводы на основе изучаемого фактического материала;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
обосновывать
свои
суждения,
приводить
убедительные
доказательства;
 выполнить
совместные проектные задания с опорой на
предложенные элементы.
Работа с информацией:
 воспроизводить
прослушанную (прочитанную) информацию,
подчеркивать ее принадлежность к конкретной религии и/или к этой
гражданке;
 использовать разные средства получения информации в соответствии
с поставленной учебной программой (текстовую, графическую,
видео);
 находить дополнительную информацию к основному учебному
материалу в разных информационных источниках, в том числе в
Интернете (в условиях контролируемого входа);
 анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных
источниках, с помощью учителя, оценивать ее объективность и
правильность.
Коммуникативные УУД:
 использовать смысловое чтение для выделения главной мысли
именно при тч, сказанных, проявленных фольклоре и
художественной литературе, анализе и оценке жизненных ситуаций,
раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать
вопросы и высказывать свое мнение; обеспечить уважительное
отношение к собеседнику с учетом всех участников общения;
 создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для
Европы, анализ и оценку морально-этических идей, представленных
в конце учений и светской этике.
Регулятивные УУД:
 самостоятельность,
инициативность,
организованность
в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных
мероприятиях; следить за состоянием своего здоровья и
эмоционального состояния, предвидеть опасные ситуации для
здоровья и жизни и правильно их интерпретировать;


обеспечение готовности изменять себя, анализировать свои действия,
ориентироваться на моральные правила и нормы современного
российского общества; предоставить возможность к осознанию
самоограничения в поведении;
 анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и
отрицательного отношения к окружающему миру (природе, людям,
предметам трудовой деятельности);
 выражать свое отношение к анализируемым событиям, поступкам,
действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать
несправедливость, жадность, нечестность, зло;
 уровень высокого уровня познавательной мотивации, интереса к
предмету, желания больше узнать о других религиях и правилах
светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
 выбирать партнера не только по личным симпатиям, но и по деловым
качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе,
спокойно отмечать свою работу, объективно их оценивать;
 владеть
навыками совместной деятельности: подчиняться,
договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать
возникающие конфликты;
 Готовьте индивидуально, в парах, в группах по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным воздействием и
видеопрезентацией.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной
культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
 выразить эти формулировки на начальном этапе понимания сути
духовного развития как осознания и формирования людей, значимых
для жизни, представленных о себе, людях, непрерывной работе;
 выразить мои слова понимания открытия нравственного с
неожиданностью и роли в этом личном человеке, приведя пример;
 выражать
понимание и понимание значений российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России, российского общества как
источника и основ духовного развития, морального развития;
 разработка о нравственных заповедях, нормах христианской морали,
их понимание в выстраивании отношений в семье, между людьми, в
общении и деятельности;



















подробно раскрыть содержание нравственных категорий в
православной культуре, традиции (любовь, вера, прощение,
покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как
нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), постоянное
содержание и отношение ветхозаветных Десяти заповедей и
Евангельских заповедей Блаженств, христианского моральноидеального; объяснить «золотое правило нравственности» в
православной христианской традиции;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
раскрыть своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картинном мире) в православии, вероучении о БогеТроице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как
Спасителе, Церкви;
повествование о Священном Писании Писания Церкви – слушания
(Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах,
святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях,
молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств
Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и
монастырях в православной традиции;
разработка назначения и устройства православного храма
(собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), норм
поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями;
идея о православных праздниках (не менее трёх, Воскресение
Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении
поста;
раскрыть более подробно содержание норм в православной семье,
ответственности и ответственности мужчин в семье, отношении
детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту,
предкам; православных семейных ценностей;
распознавать христианскую символику, объяснять ее словами ее
смысл (православный крест) и значение в православной культуре;
произведение о художественной культуре в православной традиции,
об иконописи; предлагать и объяснять особенности значков в
изображении с картинками;
излагать основные исторические сведения о возникновении
православной религиозной традиции в России (Крещение Руси),
этими словами объяснять роль православия в становлении культуры
народов России, российской культуры и государственности;











первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению православного исторического и культурного наследия в
своей местности, регионах (храмы, монастыри, святыни, памятные и
святые места), оформлению и представлению ее результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
этих наческих норм религиозной культуры и внутреннего
установления личности, поступать согласно своему совести;
выразить этими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания;
понимание
российского
общества
как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить пример),
понимание российского общенационального (общенационального,
культурного) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине
– России; приводить сотрудничество последователей традиционных
религий;
название традиционной религии в России (не менее трех, кроме
изучаемой), народы России, для длительного сохранения религии
историческими являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности жизни в православной духовно-нравственной культуре,
традициях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"
№
п/
п

1

Наименование
разделов и тем
программы

Россия — наша
Родина

Количество часов
Всего

1

Контрольн
ые работы

Практич
еские
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id
=3
http://school-collection.edu

2

Культура и религия.
Введение в
православную
духовную традицию

3

Во что верят
православные
христиане

4

Добро и зло в
православной
традиции. Золотое
правило
нравственности.
Любовь к ближнему

5

Отношение к труду.
Долг и
ответственность

6

Милосердие и
сострадание

7

8

Православие в
России

Православный храм
и другие святыни

2

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id
=3

4

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?i
d=3

4

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id
=3
http://school-collection.edu

2

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id
=3

2

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id
=3

5

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id
=3
https://easyen.ru/load/orkseh/2
94

3

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id
=3

https://easyen.ru/load/orkseh/2
94
Символический
язык православной
культуры:
христианское
искусство (иконы,
фрески, церковное
пение, прикладное
искусство),
православный
календарь.
Праздники

9

10

Христианская семья
и её ценности

11

Любовь и уважение
к Отечеству.
Патриотизм
многонациональног
ои
многоконфессионал
ьного народа России

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id
=3

6

http://school-collection.edu

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id
=3

3

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id
=3
2
http://school-collection.edu

34

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Васильева О.Ю.Основы православной культуры (в 2-х частях) Учебник 4
класс, АО «Издательство «Просвещения»,2023г.
Поликарпова Т.В.Рабочая тетрадь по Основам православной культуры,
АО «Издательство «Просвещения»,2023г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие для учителя к учебнику под научной редакцией
Васильевой О.Ю.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://clever-lab.pro/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».