Программа коррекционной работы МОБУ СОШ № 12 (приложение к ООП СОО)

Приложение к ООП СОО,
утвержденной приказом №269/2-а от 31 августа 2023 года

Программа коррекционной работы МОБУ СОШ № 12
( на уровне среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО)

Программа коррекционной работы на уровне среднего общего образования
разработана в соответствии с ФГОС СОО и направлена на создание системы
комплексной помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов,
у которых имеются особые образовательные потребности, а также поддержку
школьников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Программа коррекционной работы вариативна по форме и содержанию в
зависимости от состава обучающихся с ОВЗ и возможностей МОБУ СОШ № 12.
Программа коррекционной работы разработана на весь период освоения уровня
среднего общего образования, имеет четкую структуру и включает несколько разделов.
В основу программы коррекционной работы положены общедидактические и
специальные принципы общей и специальной педагогики.
Общедидактические принципы включают:
-принцип научности;
-соответствия целей и содержания обучения государственным образовательным
стандартам;
-соответствия дидактического процесса закономерностям учения;
-доступности и прочности овладения содержанием обучения;
-сознательности, активности и самостоятельности обучающихся при руководящей
роли учителя;
-принцип единства образовательной, воспитательной и развивающей функций
обучения.
Специальные принципы включают:
-принцип

коррекционно-развивающей

направленности

обучения,

предполагающий коррекцию имеющихся нарушений и стимуляцию интеллектуального,
коммуникативного и личностного развития;
-системности;
-обходного пути;
-комплексности.
Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися при получении
среднего общего образования
Цель программы коррекционной работы:

- разработать систему комплексной психолого-педагогической и социальной
помощи учащимся с особыми образовательными потребностями, направленной на
коррекцию и/или компенсацию недостатков в физическом или психическом развитии
для успешного освоения ими основной образовательной программы, профессионального
самоопределения,

социализации,

обеспечения

психологической

устойчивости

старшеклассников.
Задачи программы коррекционной работы:
- выявление особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ, инвалидов, а
также подростков, попавших в трудную жизненную ситуации;
- создание условий для успешного освоения программы (ее элементов) и
прохождения итоговой аттестации;
- коррекция (минимизация) имеющихся нарушений (личностных, регулятивных,
когнитивных, коммуникативных);
- обеспечение непрерывной коррекционно-развивающей работы в единстве
урочной и внеурочной деятельности;
- выявление профессиональных склонностей, интересов подростков с особыми
образовательными потребностями; проведение работы по их профессиональному
консультированию,

профессиональной

ориентации,

профессиональному

самоопределению;
-

осуществление

консультативной

работы

с

педагогами,

родителями,

социальными работниками (потенциальными работодателями);
- проведение информационно - просветительских мероприятий.
Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных
направлений работы
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
- Принцип преемственностит обеспечивает создание единого образовательного
пространства при переходе от основного общего образования к среднему общему
образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных
результатов

освоения

основной

образовательной

программы

среднего

общего

образования, необходимых учащимся с ограниченными возможностями здоровья для
продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной
работы с другими разделами программы среднего общего образования.

- Принцип соблюдения интересов ребёнка определяет позицию специалиста,
который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах
ребёнка.
- Принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции
нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний
многоуровневый

подход

специалистов

различного профиля,

взаимодействие и

согласованность их действий в решении проблем ребёнка.
- Принцип непрерывности гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям)

непрерывность

помощи

до

полного

решения

проблемы

или

определения подхода к её решению.
- Принцип вариативности предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или)
психическом развитии.
- Принцип рекомендательного характера оказания помощи обеспечивает
соблюдение

гарантированных

законодательством

прав

родителей

(законных

представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы
получения детьми образования, образовательные учреждения, формы обучения,
защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с
родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с
ограниченными

возможностями

здоровья

в

специальные

(коррекционные)

образовательные учреждения, классы (группы).
Методические принципы построения образовательного процесса, направленные на
обеспечение освоения обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы,
включают:
 усиление практической направленности изучаемого материала;
 выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
 опору на жизненный опыт обучающегося;
 опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в
рамках одного предмета, так и между предметами;
 соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и
достаточности;

 введение

в

содержание

учебных

программ

коррекционных

разделов,

предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее
знаний

и

умений

обучающихся,

формирование

школьно-значимых

функций,

необходимых для решения учебных задач.
Направления и характеристика содержания работы
Основные

направления

коррекционной

работы

способствуют

освоению

учащимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной
программы среднего общего образования, компенсации имеющихся нарушений
развития, содействуют профориентации и социализации старшеклассников.
Программа коррекционной работы на уроне среднего общего образования
включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное содержание:
диагностическое,

коррекционно-развивающее,

консультативное,

информационно-

просветительское. Направления коррекционной работы реализуются в урочной и
внеурочной деятельности.
Основные направления работы:
- диагностическое направление обеспечивает своевременное выявление детей с
ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и
подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в
условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающее

направление обеспечивает

своевременную

специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию
недостатков детей испытывающих трудности в обучении, детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей инвалидов в условиях общеобразовательного
учреждения; способствует формированию

универсальных

учебных действий

у

обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативное направление обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей испытывающих трудности в обучении, детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей инвалидов и их семей по вопросам реализации
дифференцированных

психолого-педагогических

условий

обучения,

воспитания,

коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительское
направление обеспечивает разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с
особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми
участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не

имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
- выявление особых образовательных потребностей учащихся с ограниченными
возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы среднего
общего образования;
- проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики
нарушений в психическом и (или) физическом развитии учащихся с ограниченными
возможностями здоровья;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося с
ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и
личностных особенностей учащихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
ребёнка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья;
- системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка
с

ограниченными

возможностями

здоровья

(мониторинг

динамики

развития,

успешности освоения образовательных программсреденго общего образования).
Коррекционно-развивающая работа включает:
- реализацию

комплексного

психолого-педагогического

и

индивидуально
медицинского

ориентированного
сопровождения

в

социальноусловиях

образовательного процесса учащихся с ограниченными возможностями здоровья с
учётом особенностей психофизического развития;
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья

коррекционных

программ/методик,

методов

и

приёмов

обучения

в

соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей
обучения;

- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,
познавательной и речевой сфер;
- развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями
среднего общего образования;
- развитие

и

укрепление

зрелых

личностных

установок,

формирование

адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,
коммуникативной компетенции;
- развитие

компетенций,

необходимых

для

продолжения

образования

и

профессионального самоопределения;
- формирование навыков получения и использования информации (на основе
ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных
жизненных условиях;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
-

выработку

совместных

обоснованных

рекомендаций

по

основным

направлениям работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, единых
для всех участников образовательных отношений;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально
ориентированных методов и приёмов работы с учащимися с ограниченными
возможностями здоровья;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
- консультационную

поддержку и

помощь, направленные на

содействие

свободному и осознанному выбору учащимися с ограниченными возможностями
здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными
интересами,

индивидуальными

способностями

и

психофизиологическими

особенностями.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- информационную поддержку образовательной деятельности учащихся с
особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей),
педагогических работников;

различные

-

формы

просветительской

деятельности

(лекции,

беседы,

информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение
участникам образовательного процесса — учащимся (как имеющим, так и не имеющим
недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим
работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и
сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных
представителей)

по

разъяснению

индивидуально-типологических

особенностей

различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и
поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития,
успешности освоения основной образовательной программы среднего общего
образования.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их
адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих
факторов.
I этап (май – сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационноаналитическая деятельность). Результатом данного этапа является
оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей,
определения специфики и их особых образовательных потребностей;
оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программнометодического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения;
решение педагогического совета о необходимости формирования психологопедагогической комиссии для определения индивидуальной траектории обучения.
Результатом данного этапа является выделение целевых групп, определение их
специфики и особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с
целью

соответствия

требованиям

программно

-

материально технической и кадровой базы учреждения.

методического

обеспечения,

II

этап

(октябрь

май)

-

Этап

планирования,

организации,

координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы
является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий
коррекционно-развивающую

направленность

и

процесс

специального

сопровождения детей испытывающих трудности в обучении, детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей инвалидов при специально созданных (вариативных)
условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории
детей.
III этап (май - июнь) Этап диагностики коррекционно-развивающей
образовательной

среды (контрольно-диагностическая

деятельность).

Результатом

является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционноразвивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям
ребёнка.
IV этап (август – сентябрь) Этап регуляции и корректировки (регулятивнокорректировочная

деятельность).

Результатом

является

внесение

необходимых

изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей испытывающих
трудности в обучении, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей
инвалидов, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Для реализации Программы коррекционной работы в МОБУ СОШ № 12 создаются
службы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки
обучающихся с ОВЗ.
Психолого-медико-социальная помощь оказывается обучающимся на основании
заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Необходимым условием являются рекомендации ПМПК и наличие ИПР (для
инвалидов).
Комплексное

психолого-медико-социальное

сопровождение

и

поддержка

обучающихся с ОВЗ, инвалидов и школьников, попавших в сложную жизненную
ситуацию, обеспечиваются специалистами МОБУ СОШ № 12, регламентируются
локальными нормативными актами, а также Уставом; реализуются преимущественно во
внеурочной деятельности.
Тесное

взаимодействие

педагогов

МОБУ

СОШ

№

12,

представителей

администрации и родителей (законных представителей) является одним из условий
успешности комплексного сопровождения и поддержки подростков.
Медицинская поддержка и сопровождение обучающихся с ОВЗ в МОБУ СОШ №

12 осуществляются медицинским работником на регулярной основе.
Значительная роль в организации психолого-педагогического сопровождения
учащихся с ОВЗ принадлежит психолого-педагогическому консилиуму образовательной
организации (ППк).
Ориентируясь

на

заключения

ПМПК,

результаты

диагностики

ППк

и

обследования конкретными специалистами и учителями образовательной организации,
определяются

ключевые

звенья

комплексных

коррекционных

мероприятий

и

необходимость вариативных индивидуальных планов обучения учащихся с ОВЗ и
подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Специалисты консилиума следят за динамикой продвижения школьников в рамках
освоения основной программы обучения и своевременно вносят коррективы в
программу обучения и в рабочие программы коррекционной работы; рассматривают
спорные и конфликтные случаи, предлагают и осуществляют отбор необходимых для
школьника (школьников) дополнительных дидактических и учебных пособий.
Психолого-педагогический консилиум организации собирается не реже двух раз в
месяц. На заседаниях консилиума проводится комплексное обследование школьников в
следующих случаях:
- первичного обследования (осуществляется сразу после поступления ученика с

ОВЗ в школу для уточнения диагноза и выработки общего плана работы, в том числе
разработки рабочей программы коррекционной работы);
- диагностики в течение года (диагностика проводится по запросу педагога и (или)

родителей по поводу имеющихся и возникающих у школьника академических и
поведенческих проблем с целью их устранения);
-

диагностики по окончании полугодия - и учебного года с целью мониторинга

динамики школьника и выработки рекомендаций по дальнейшему обучению;
- диагностики в нештатных (конфликтных) случаях.

Формы обследования учеников могут варьироваться: групповая, подгрупповая,
индивидуальная.
Реализация системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения
и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает
создание

специальных

педагогических,
информационных.

условий:

программно-

организационных,
методических,

кадровых,

психолого-

материально-технических,

Требования к условиям реализации программы коррекционной работы
Организационные условия
Настоящая

Программа

коррекционной

работы

МОБУ

СОШ

№

12

предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные
варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями
здоровья: обучение в общеобразовательном классе; по общей образовательной
программе среднего общего образования или по индивидуальной программе.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
- дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
- психолого-педагогические условия (коррекционная направленность учебновоспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение
комфортного

психоэмоционального

режима;

использование

современных

педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для
оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
- здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим,
укрепление

физического

умственных

и

и

психического

психологических

здоровья,

перегрузок

профилактика

учащихся,

физических,

соблюдение

санитарно-

гигиенических правил и норм);
- участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от
степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися
детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и
иных досуговых мероприятиях;
- развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения
психического и (или) физического развития. При организации работы в данном
направлении планируется руководствоваться разработанными на федеральном уровне
методическими рекомендациями, учитывающими специфику образовательного и
реабилитационного процесса для таких детей. Также предусматривается ориентация на
опыт специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые могут
выполнять

функции

учебно-методических

центров,

обеспечивающих

оказание

методической помощи педагогическим работникам МОБУ СОШ № 12, консультативной
и

психолого-педагогической

помощи

учащимся

представителям).
Программно-методическое обеспечение

и

их

родителям

(законным

В процессе реализации программы коррекционной работы предусматривается
использование

рабочих

коррекционно-развивающих

программ

социально-

педагогической направленности, диагностического и коррекционно-развивающего
инструментария, необходимого для осуществления профессиональной деятельности
учителя.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или)
физического развития по индивидуальному учебному плану планируется использование
специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных
пособий

для

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений

(соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.
Кадровое обеспечение
Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей
квалификации и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды
профессиональной подготовки.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми,
имеющими
подготовки

нарушения

развития,

педагогического

Педагогические

обусловливает

коллектива

работники школы

необходимость

специальной

общеобразовательного

учреждения.

должны

иметь

чёткое представление

об

особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными
возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и
реабилитационного процессов.
Материально-техническое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение заключается в наличии надлежащей
материально-технической, базы позволяющей обеспечить коррекционно-развивающую
среду МОБУ СОШ № 12 для организации коррекционных мероприятий, спортивных и
массовых

мероприятий,

питания,

обеспечения

медицинского

обслуживания,

оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и
санитарно-гигиенического обслуживания.
Информационное обеспечение
Необходимым

условием

реализации

программы

является

создание

информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной
формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием
современных информационно-коммуникационных технологий.

Обязательным

является

создание

системы

широкого

доступа

детей

с

ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей),
педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам.
Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и стратегическую
направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики
педагогических работников, специалистов в области коррекционной педагогики,
специальной психологии, медицинских работников организации, осуществляющей
образовательную деятельность, и других организаций, осуществляющей
образовательную деятельность и институтов общества, реализующийся в единстве
урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является
оптимально выстроенное взаимодействие педагогов, администрации и родителей,
обеспечивающее системное сопровождение детей, нуждающихся в коррекционной
работе. Такое взаимодействие позволяет комплексно подходить к определению и
решению

проблем

учащихся,

предоставлять

им

квалифицированную

помощь

специалистов разного профиля.
Программа коррекционной работы на уровне среднего общего образования
предусматривает как самостоятельную реализацию в рамках взаимодействия
педагогического коллектива МОБУ СОШ № 12 так и взаимодействие с другими
учреждениями

Дальнегорского

городского

округа

посредством

организации

межведомственного взаимодействия.
Взаимодействие педагогического коллектива школы МОБУ СОШ № 12
обеспечивает системное сопровождение учащихся с ограниченными возможностями
здоровья и включает:
- комплексность в определении и решении проблем учащегося, предоставлении
ему специализированной квалифицированной помощи.
В

данной

работе

возможно

использование

такой

действенной

формы

организованного взаимодействия педагогов, как консилиум, который предоставляют
помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также всем педагогам в
решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием,
социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

При организации работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
на уровне муниципалитета возможна сетевая форма взаимодействия разных
организаций

Дальнегорского

использование

городского

ресурсов

округа.

нескольких

Сетевая

организаций.

форма

предполагает

Реализуется

проект

«Межведомственное взаимодействие как эффективный механизм комплексного
психолого-педагогического

сопровождения

детей,

находящихся

в

трудной

жизненной ситуации». В рамках реализации проекта решаются задачи:
- разработать механизм эффективного взаимодействия структур и субъектов,
обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации;
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение на всех уровнях на основе
договоров и соглашений о совместном сотрудничестве;
-

обеспечить

вариативность

направлений

и

форм

психолого-педагогического

сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на основе планов
совместных мероприятий;
- сформировать психолого-педагогическую компетентность участников реализации
проекта в решении проблемы сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
В вертикальной плоскости выстроены партнёрские отношения структур и
субъектов,

обеспечивающих

психолого-педагогическое

сопровождение

на

муниципальном, институциональном, групповом и индивидуальном уровнях.
Горизонтальную плоскость взаимодействия спроектирована по блокам и
модулям,

что

обеспечивает

вариативность

направлений

и

форм

психолого-

педагогического сопровождения:
- блок ПП сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов реализуется через
взаимодействие с ПМПК;
- блок ПП сопровождения детей из социально неблагополучных семей реализуется через
взаимодействие с учреждениями и службами социального обслуживания населения;
- блок ПП сопровождения детей-сирот и оставшихся без попечения родителей
реализуется через взаимодействие с территориальным отделом опеки и попечительства
и КГКУ «Центр содействия семейному устройству» с. Сержантово;
- блок ПП сопровождения детей склонных к правонарушениям реализуется через
взаимодействие с инспекцией по делам несовершеннолетних и центром занятости
населения.

В рамках каждого блока организуется совместная деятельность ОУ и необходимых
служб и структур по модулям: диагностический, консультативный, профилактический,
коррекционно-развивающий, информационно-просветительский модуль.
Программа коррекционной работы должна быть отражена в учебном плане
освоения основной образовательной программы — в обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
В обязательной части учебного плана коррекционная работа реализуется при
освоении содержания основной образовательной программы в учебной урочной
деятельности. Учитель-предметник ставит и решает коррекционно-развивающие задачи
на каждом уроке, с помощью специалистов осуществляет отбор содержания учебного
материала (с обязательным учетом особых образовательных потребностей обучающихся
с ОВЗ), использовать специальные методы и приемы.
Коррекционные занятия со специалистами проводятся по индивидуально
ориентированным рабочим коррекционным программам в учебной внеурочной
деятельности.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, реализация
коррекционной работы в учебной урочной деятельности может осуществляться при
наличии нелинейного расписания, позволяющего проводить уроки с обучающимися со
сходными нарушениями из разных классов параллели.
Коррекционная

работа

во

внеучебной

деятельности

осуществляется

по

программам внеурочной деятельности разных видов (познавательная деятельность,
проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое
общение),

художественное

творчество,

социальное

творчество

(социально

преобразующая добровольческая деятельность), трудовая деятельность, спортивнооздоровительная

деятельность,

краеведческая

деятельность,

опосредованно

стимулирующих и корригирующих развитие старшеклассников с ОВЗ.
Существенной

чертой

коррекционно-развивающего

образовательного

процесса является индивидуально-групповая и индивидуально ориентированная работа,
направленная на коррекцию индивидуальных проблем развития обучающегося.

Планируемые результаты коррекционной работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидами
Результаты внедрения Программы коррекционной работы отслеживаются через систему
оценки достижения планируемых результатов освоения основной

образовательной

программы среднего общего образования, которая предполагает комплексный подход к
оценке результатов образования.
Ведется оценка достижений обучающимися всех трёх групп результатов образования:
личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты: сформированная мотивация к труду; ответственное
отношение к выполнению заданий; адекватная самооценка и оценка окружающих
людей; сформированный самоконтроль на основе развития эмоциональных и волевых
качеств; умение вести диалог с разными людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения; понимание ценностей
здорового и безопасного образа жизни, наличие потребности в физическом
самосовершенствовании,

занятиях

спортивно-оздоровительной

деятельностью;

понимание и неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков);осознанный выбор будущей профессии и адекватная оценка собственных
возможностей по реализации жизненных планов; ответственное отношение к созданию
семьи на основе осмысленного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты: продуктивное общение и взаимодействие в
процессе совместной деятельности, согласование позиции с другими участниками
деятельности, эффективное разрешение и предотвращение конфликтов;
овладение навыками познавательной деятельности; навыками разрешения проблем;
самостоятельное нахождение способов решения практических задач; ориентирование в
различных источниках информации; критическое оценивание и интерпретация
информации из различных источников; овладение языковыми средствами, умениями их
адекватного использования в целях общения; определение назначения и функций
различных социальных институтов.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального
обучения и/или профессиональной деятельности школьников с ОВЗ.
Итоговая аттестация является логическим завершением освоения обучающимися
с ОВЗ образовательных программ среднего общего образования. Выпускники XI (XII)

классов с ОВЗ имеют право добровольно выбрать формат выпускных испытаний —
единый государственный экзамен или государственный выпускной экзамен.
Кроме этого, старшеклассники, имеющие статус «ограниченные возможности
здоровья» или инвалидность, имеют право на прохождение итоговой аттестации в
специально созданных условиях.
Результатом коррекции развития обучающихся с ОВЗ может считаться:
- оптимальная адаптация детей с ОВЗ в условиях реальной жизненной ситуации;
- уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и
личностном развитии;
- формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных
ресурсов у детей и подростков с ОВЗ;
- включение в систему коррекционной работы школы взаимодействие с другими
организациями;
- повышение профессионального уровня педагогического коллектива по
проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».