Рабочая программа учебного предмета Информатика 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края

Управление образования Дальнегорского городского округа

МОБУ СОШ № 12

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим
советом

директор школы

________________________

Макаров А.А.
Приказ №270-а от «01»
сентября 2023 г.

________________________

Макаров А.А.
Протокол №1 от «30»
августа 2023 г.

Подписан: Макаров
Анатолий Александрович
Основание: я подтверждаю
этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2023.09.15 13:52:
49+10'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Информатика» (базовый уровень)
для обучающихся 11 класса

с. Сержантово 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 11 класса составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования; на основе программы по информатике под ред. И.Г. Семакина
(Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень: методическое пособие / И . Г. Семакин. —
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.).
Программа рассчитана на использование учебника Информатика. Базовый уровень.
11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер Т.Ю.
Шеина.
В соответствии с учебным планом в 11 классе на изучение предмета «Информатика»
отводится по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели)
Уровень обучения – базовый.
Изучение информатики на базовом уровне в 11 классе продолжает
общеобразовательную линию курса информатики в основной школе. Повышению
научного уровня содержания курса способствует более высокий уровень развития и
грамотности старшеклассников, что позволяет рассматривать некоторые философские
вопросы информатики, шире использовать математический аппарат в темах, относящихся
к теоретическим основам информатики, к информационному моделированию.
В современном обществе происходят интеграционные процессы между
гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в частности, с
распространением методов компьютерного моделирования в самых разных областях
человеческой деятельности. Причиной этого является развитие и распространение ИКТ.
Применение методов компьютерного моделирования становится все более доступным и
востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков,
педагогов и пр.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС
формируются следующие личностные результаты.
1. Сформированностъ мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики.
2. Сформированностъ навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
3. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью как к собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь.
4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор
будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно

осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной

деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников.
4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения образовательной программы:
1. сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов
в окружающем мире;
2. владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости
формального описания алгоритмов;
3. владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; владение знанием основных
конструкций программирования; владение умением анализировать алгоритмы с
использованием таблиц;
4. владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке
программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций
программирования и отладки таких программ;
5. сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке
данных;
6. сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований
техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник на базовом уровне научится:
– определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных
условиях дискретизации;
– строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать
несложные логические уравнения;
– находить оптимальный путь во взвешенном графе;
– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей;
создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать
несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном
алгоритмическом языке высокого уровня;
– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
– создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач
базового уровня из различных предметных областей с использованием основных
алгоритмических конструкций;

– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с
типом решаемых задач и по выбранной специализации;
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений
(время работы, размер используемой памяти);
– использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих
объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых
объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе
моделирования реальных процессов; представлять результаты математического
моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для
решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения
персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных
предметных областей;
– использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять
запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и
поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять
разработанную базу данных;
– создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные
материалы с использованием возможностей современных программных средств;
– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы
технических средств ИКТ;
– соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным
компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя
законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;
– переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и
шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
– использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных
объектов и процессов;
– строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование
сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют
обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах ;
– понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках
задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
– использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные
управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки
прикладных программ; выполнять созданные программы;
– разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать
числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты,
получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на
предмет соответствия реальному объекту или процессу;

– применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в
ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;
– классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом
выполняемых задач;
– понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных
электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с
компьютерами и мобильными устройствами;
– понимать общие принципы разработки и функционирования интернетприложений;
создавать
веб-страницы;
использовать
принципы
обеспечения
информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного
функционирования средств ИКТ;
– критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Содержание учебного предмета
Примерная программа учебного предмета «Информатика» на уровне среднего
общего образования составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО;
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы. В ней
соблюдается преемственность с ФГОС ООО и учитываются межпредметные связи.
Цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне – обеспечение
дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, готового к работе в
условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на
рынке труда.
Базовый уровень 11 класс
Введение. Информация и информационные процессы
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Математические основы информатики
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики.
Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического
выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры:
построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического
графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование
графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира.
Бинарное дерево.
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия
человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ
достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред
имитационного
моделирования
(виртуальных
лабораторий)
для
проведения
компьютерного эксперимента в учебной деятельности.

Использование программных систем и сервисов
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования
при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного
рабочего места в соответствии с целями его использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых
шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание
гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка
литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста.
Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК
или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи.
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том
числе – в задачах математического моделирования).
Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об
однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами.
Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и
практических задач.
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном
пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет.
Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические
страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков
построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального
времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и
т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными.
Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура.
Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые
образовательные ресурсы.
Информационная безопасность

Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах
(АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и
информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и
документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое
обеспечение информационной безопасности.
Тематическое планирование 11 класс
Тема (раздел учебника)
Информационные
системы и базы данных
1. Системный анализ
2. Базы данных
Проект для самостоятельного
выполнения
Проект для самостоятельного
выполнения
Интернет
3. Организация и услуги
Интернета
4. Основы сайтостроения

Всего
часов
10

Теория

Практика
(номер работы)

2 (Работа 1.1)
4 (Работы 1.3, 1.4,
1.6, 1.7, 1.8)
Работа 1.2. Проектные задания по системологии
3
7

1
3

Работа 1.5. Проектные задания на
самостоятельную разработку базы данных
10
5
2
3 (Работы 2.1–
2.4)
5

3 (Работы 2.5–

2
2.7)

Проект для самостоятельного
выполнения
Информационное
моделирование
5. Компьютерное
информационное
моделирование
6. Моделирование
зависимостей между
величинами
7. Модели статистического
прогнозирования
8. Моделирование
корреляционных зависимостей
9. Модели оптимального
планирования
Проект для самостоятельного
выполнения

Работа 2.8. Проектные задания на разработку
сайтов
11
1

1

2

1

1 (Работа 3.1)

3

1

2 (Работа 3.2)

3

1

2 (Работа 3.4)

2

1

2 (Работа 3.6)

Работа 3.3. Проектные задания на
получение регрессионных зависимостей

Проект для самостоятельного
выполнения
Социальная информатика
10. Информационное общество
11. Информационное
право и безопасность
Всего:

Работа 3.5. Проектные задания по
теме «Корреляционные зависимости»
3
1
2

1
2
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».