Рабочая программа элективного курса Теория и практика написания сочинения

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
Управление образования администрации Дальнегорского городского округа
МОБУ СОШ № 12

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим
советом

Директор
Макаров А. А.
Приказ №270-а от «01»
сентября 2023 г.

Протокол № 1 от «30»
августа 2023 г.

Подписан: Макаров Анатолий
Александрович
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2023.09.15 13:48:44+10'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Теория и практика написания сочинения» для учащихся 10 – 11 кл.

с. Сержантово 2023 г.

Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения»
на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей
программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части ФОП СОО.
Элективный курс «Теория и практика написания сочинения» предназначен для
учащихся 10 -11 классов на период 2023 – 2024 уч. г. для 10 кл. и 2024 – 2025 уч. год для
11 класса.
Цели элективного курса:


- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку,



Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе;



- развитие творческих способностей личности;



-развитие логического мышления;



-развитие связной монологической речи;



- овладение учащимися свободной письменной речью;

Задачи элективного курса:


- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению
задания части С на ЕГЭ:



- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное
высказывание в жанре сочинения-рассуждения;



- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной
речью;



- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и
анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;



- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё,
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем,
свои оценки фактов и явлений;



- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в
текст.



-привитие способности к самостоятельной деятельности

Общая характеристика элективного курса
Анализ результатов ЕГЭ (части С) и анализ итоговых сочинений

показал, что наиболее

типичные ошибки в работах выпускников связаны с неумением:
-понимать информацию, заложенную в тексте;
-ясно, связно, последовательно излагать собственные мысли,
-аргументировано доказывать свою позицию,
-с недостаточным уровнем функциональной грамотности школьников по русскому
языку и литературе.
Элективный курс учит развивать мысль на избранную тему, формирует литературные
взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Работа над
сочинением приобщает учащегося к творчеству, позволяет выразить свою позицию,
свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть
культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же
необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.
Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и
письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных
и экономических задач.
Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку говорится, что часть С - небольшое
сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности
выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинениерассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам
образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или
сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот
навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники
или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Место элективного курса в учебном плане
На элективный курс ««Теория и практика написания сочинения»
школьным компонентом выделяется 1 ч в неделю, итого-34 ч за учебный год 10 класса.
33 часа в 11 классе.
Содержание курса.

Введение в элективный курс. Требования к итоговому сочинению по литературе.
Понятия "направление" и "тема сочинения". Многообразие форм сочинений. Подходы к
трактовке художественного текста. Требования к написанию сочинения. Критерии
оценивания сочинения. Алгоритм написания сочинения.
Логический анализ и осмысление формулировки темы. Анализ формулировки темы.
Выбор темы и логический анализ ее формулировки. Понимание темы. Знание и
понимание привлекаемого литературного материала. Обобщение опыта работы над
сочинениями разных жанров. Проблемный вопрос в темах различной формулировки.
Преобразование темы-понятия в вопрос. Работа с формулировкой темы. Проблемный
вопрос в темах различной формулировки, преобразование темы- понятия в вопрос.
Ключевые слова темы.
Работа с темой-цитатой, темой-афоризмом. Средства художественной выразительности
в теме-цитате. Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование темы-афоризма.
Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами,
определение темы текста.
Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных
цепочек из ключевых слов и вопросов к теме.
Синквейн, диамант и штрих к ключевым словам темы. Тонкие и толстые вопросы в
рамках темы.
Лекция с элементами беседы. Структура сочинения-рассуждения. Типы речи:
рассуждение, повествование, описание. Их основные признаки и различия. Структура
рассуждения: тезис - доказательство - вывод. Вступление - главная часть - заключение.
Композиция сочинения. Композиция сочинения с учетом различия родов и жанров
используемых для аргументации произведений. Композиция образов в произведении.
Композиция

отдельных

частей

произведения.

Примеры

сочинений

с

разной

композицией. Написание вступления к сочинению-рассуждению. Анализ вступлений к
школьным сочинениям. Виды вступлений. От вопроса темы к вступлению. Анализ
образцовых вступлений. Творческая работа. Синквейн, диамант и штрихи как опорный
конспект к написанию вступления. Заключение к сочинению. Анализ заключений к
школьным сочинениям. Виды заключений. От главного
вопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений. Творческая работа.
Главная часть сочинения: аргументация. Работа с вопросами темы. Формулировка
аргументов. Виды и структура аргументов в сочинении-рассуждении. Способы
цитирования и привлечение литературного материала. Фактические ошибки. Анализ

аргументации в школьном сочинении. Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по
темам этого учебного года.
Анализ работ. Работа над ошибками. Структура экзамена. Требования к сочинениюрассуждению в формате ЕГЭ. Соразмерность частей сочинения. Работа над
композицией
сочинения рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над
абзацным

членением

текста.

Формулирование

проблемы

исходного

текста.

Комментарий к сформулированной проблеме. Способы комментирования. Различные
виды комментариев. Формулирование позиции автора исходного текста. Способы
выражения позиции автора. Выражение собственного мнения. Способы выражения.
Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой
литературы (плюсы и минусы),
Лекция с элементами беседы. Основы грамотного письма.
Виды грамматических ошибок.
Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные
грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и пунктуационные
ошибки. Редакторская работа с текстом.
Речевые ошибки в сочинении.
Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях.
Редакторская работа с текстом.
Этические и фактические ошибки.
Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы предупреждения.
Редакторская работа с текстом.
Логические ошибки в сочинении.
Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в школьных сочинениях.
Редакторская работа с текстом.
Занятие 23. Лекция с элементами беседы. Изобразительно-выразительные средства
языка и речи. Тропы и синтаксические фигуры.
Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и речи.
Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки.
Творческая работа.
Изобразительные

возможности

лексики.

Практическая работа с антонимами,
синонимами, омонимами, фразеологизмами.

Основные

термины

лексикологии.

Выбор стиля. Оригинальность.
Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Творческая работа
по выработке индивидуального стиля.
Что же значит «раскрыть тему» и как ее «закрыть»? Что значит «соответствие
теме»? Советы пишущему сочинение.
Разработка подробного алгоритма написания сочинения. Привлечение опыта
учащихся и аналитического материала по курсу.

Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение учебного
предмета. 10 класс. 34 недели.
№

1

Тема

Кол-

Дата

во

проведения

часов

занятия

Введение в элективный курс. Требования к итоговому 1
сочинению по литературе

2

Понятия "направление" и "тема сочинения".

1

3

Подходы к трактовке художественного текста.

1

4

Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания 1
сочинения.

5

Логический анализ и осмысление формулировки темы. Анализ 1
формулировки темы. Выбор темы и логический анализ ее
формулировки. Понимание темы.

6

Знание и понимание привлекаемого литературного материала. 1
Обобщение опыта работы над сочинениями разных жанров

7

Проблемный вопрос в темах различной формулировки.

1

8

Преобразование темы- понятия в вопрос.

1

9

Тема-афоризм, тема-цитата (урок-практикум). Работа с темой- 1
цитатой, темой- афоризмом.

10

Средства художественной выразительности в теме- цитате. 1
Анализ проблематики тем- афоризмов. Толкование темыафоризма.

11

Урок-практикум.

12

Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами, 1

1

определение темы текста.
13

Ассоциативные

цепочки

и

ключевые

слова

к

теме. 1

Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и
вопросов к теме. Синквейн, диамант и штрих к ключевым
словам темы. Тонкие и толстые вопросы в рамках темы.
14

Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и 1
вопросов к теме.

15

Структура сочинения- рассуждения. Структура рассуждения:

1

тезис - доказательство – вывод.
16

Типы

речи:

рассуждение,

повествование,

описание.

Их 1

основные признаки и различия.
17

Композиция сочинения. Композиция сочинения с учетом 1
различия родов и жанров используемых для аргументации
произведений.

Композиция

образов

в

произведении.

Композиция отдельных частей произведения.
18

Композиция образов в произведении. Композиция отдельных 1
частей

произведения.

Примеры

сочинений

с

разной

композицией.
19

Вступление к сочинению. Написание вступления к сочинению- 1
рассуждению. Анализ вступлений к школьным сочинениям.

20

Виды вступления к сочинению. От вопроса темы к вступлению. 1
Анализ образцовых вступлений.

21

Творческая работа. Синквейн, диамант и штрихи как опорный 1
конспект к написанию вступления.

22

Главные части сочинения: тема и аргументация.

23

Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и 1

1

структура
аргументов в сочинении-рассуждении. Анализ аргументации в
школьном сочинении.
24

Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и 1
структура

аргументов в сочинении-рассуждении. Анализ аргументации в
школьном сочинении.
Способы

25

цитирования

и

привлечение

литературного

материала. Фактические ошибки.
Заключения к сочинению. Анализ заключений к школьным 1

26

сочинениям. Виды заключений. От главного вопроса темы к
заключению. Анализ образцовых заключений
Заключение к сочинению. Анализ заключений к школьным 1

27

сочинениям. Виды заключений. От главного
вопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений.
Творческая работа
28-

Промежуточная аттестация. Сочинение.

29

Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам

1

этого учебного года.

30

Анализ работ. Работа над ошибками.

31

Анализ направлений , предложенных для подготовки к 1

1

сочинениям в учебном году.
32

Критерии оценивания сочинения.

1

33

Урок-практикум «Оцени сочинение по критериям».

1

34

Урок-практикум «Оцени сочинение по критериям».

1

Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение учебного
предмета. 11 класс. 33 недели.
№

Тема

Колво
часов

1

Структура экзамена. Требования к сочинению- рассуждению в 1
формате ЕГЭ

2

Структура экзамена. Требования к сочинению- рассуждению в

1

формате ЕГЭ
3

Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией
сочинения рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки.

1

Дата

Работа над абзацным членением текста.
4

Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией

1

сочинения рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки.
Работа над абзацным членением текста.
5

Формулирование проблемы исходного текста.

6

Формулирование проблемы исходного текста. Урок практикум. 1

1

Различие понятий темы и проблемы.
7

Комментарий к сформулированной проблеме. Способы

1

комментирования. Различные виды комментариев
8

Комментарий к сформулированной проблеме. Способы

1

комментирования. Различные виды комментариев
9

Комментарий

к

сформулированной

проблеме.

Способы 1

комментирования. Различные виды комментариев. Урок-практикум.
10

Формулирование

позиции

автора

исходного

текста.

Способы 1

выражения позиции автора.
11

Формулирование позиции автора исходного текста. Способы

1

выражения позиции автора.
12

Выражение собственного мнения. Способы выражения. Включение

1

иллюстративного материала из произведений русской и мировой
литературы (плюсы и минусы),

13

Выражение собственного мнения. Способы выражения. Включение

1

иллюстративного материала из произведений русской и мировой
литературы (плюсы и минусы),

14

Написание сочинений в формате ЕГЭ.

1

15

Основы грамотного письма. Виды

1

грамматических ошибок.

16

Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. 1
Типичные
грамматические ошибки в школьных сочинениях

17

Типичные

грамматические ошибки в школьных сочинениях. 1

Орфографические и пунктуационные шибки. Редакторская работа с
текстом.

18

Типичные

грамматические ошибки в школьных сочинениях. 1

Орфографические и пунктуационные шибки. Редакторская работа с
текстом.

19
20

Речевые ошибки в сочинении. Речевые ошибки и их виды
Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях. Редакторская

1
1

работа с текстом.

21

Этические и фактические ошибки.

1

Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы
предупрежден
22

Этические и фактические ошибки.

1

Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы
предупреждения.
23

Р.Р. написание сочинения в формате ЕГЭ.

1

24

Этические и фактические ошибки.

1

25

Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы

1

предупреждения. Редакторская работа с текстом.

26

Логические ошибки в сочинении.

1

27

Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в

1

школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом
28

Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и

1

синтаксические фигуры.

29

Определение различных изобразительно-выразительных средств 1
языка и речи.
Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные
признаки. Творческая работа.

30

Изобразительные

возможности

лексики.

Основные

термины

1

лексикологии. Практическая работа с антонимами,
синонимами, омонимами, фразеологизмами.

31

Выбор стиля. Оригинальность.

1

Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков.
Творческая работа по выработке индивидуального стиля.

32

Разработка подробного алгоритма написания сочинения.

1

Привлечение опыта учащихся и аналитического материала по
курсу.

33

Промежуточная аттестация. Сочинение.

1

Планируемые результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
•

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;

•

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

•

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;

•

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность

в

физическом

самосовершенствовании,

занятиях

спортивно-

оздоровительной деятельностью;
•

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,

ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
•

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России
как к Родине (Отечеству):

•

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству,
его защите;

•

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

•

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;

•

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:

•

гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;

•

признание

неотчуждаемости

основных

прав

и

свобод

человека,

которые

принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав
и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать
собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
•

мировоззрение,

соответствующее

современному

уровню

развития

науки

и

общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
•

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к

договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
•

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

•

приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству
людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

•

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с
окружающими людьми:

•

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности
и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

•

принятие

гуманистических

ценностей,

осознанное,

уважительное

и

доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
•

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное,

ответственное

и

компетентное

отношение

к

физическому

и

психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
•

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);

•

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

•

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной

науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
•

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

•

экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов
на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние
природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое
отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;

•

эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

•

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;

•

положительный

образ

семьи,

родительства

(отцовства

и

материнства),

интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений:
•

уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

•

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;

•

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;

•

готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического,
социального и академического благополучия обучающихся:

•

физическое,

эмоционально-психологическое,

обучающихся

в

жизни

образовательной

социальное

организации,

благополучие

ощущение

безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты

детьми

Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены тремя группами универсальных учебных действий
(УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;

•

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях
этики и морали;

•

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;

•

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;

•

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

•

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;

•

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
•

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для

деловой

коммуникации

исходя

из

соображений

результативности

взаимодействия, а не личных симпатий;
•

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);

•

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных

оценочных суждений.
3. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически

оценивать

и

интерпретировать

информацию

с

разных

позиций,

распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать

различные

существенных

связей

и

модельно-схематические
отношений,

а

также

средства

для

противоречий,

представления
выявленных

в

информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности
•

у обучающихся должны сформироваться навыки творческого письма;

•

навыки конструирования текста типа рассуждения как на основе исходного
текста, так и по заданной теме;

•

- развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать
свое высказывание, высказывание в соответствии с темой, уметь отслеживать
основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать
языковые средства с учетом стиля и типа речи;

•

знать

теоретические

рассуждения,

уметь

сведения

о

применять

структуре
такие

и

компонентах

сочинения-

коммуникативные

умения:

интерпретировать содержание исходного текста или формулировку темы;
•

уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме

•

выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением
языковых норм;

•

уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям
к сочинению-рассуждению;

•

анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их;

•

владеть коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми
видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах,
жанрах и ситуациях общения;

•

у обучающихся будут сформированы навыки творческого письма, навыки
конструирования текста типа рассуждения как на основе исходного текста, так и
по заданной теме
ученик научится понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать
свое высказывание, высказывание в соответствии с темой, уметь отслеживать
основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать
языковые средства с учетом стиля и типа речи.

•

будет знать теоретические сведения о структуре и компонентах сочинениярассуждения,

уметь

применять

следующие

коммуникативные

умения:

интерпретировать содержание исходного текста или формулировку темы
•

будет уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной
форме

•

будет свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых
норм

•

уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям
к сочинению-рассуждению

•

анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их

•

научится владеть коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение
всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной
речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных
сферах, жанрах и ситуациях общения.
Библиографический список

1. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2016 г. № 637-р. – Текст : электронный. – URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71280432
2. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 3 июня 2017 г. № 1155-р. – Текст : электронный. – URL:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71591850
3. Структура закрытого банка тем итогового сочинения. Комментарии к разделам
закрытого банка тем итогового сочинения. Образец комплекта тем 2023/24
учебного года. Текст : электронный. – URL: https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie
4. ФИПИ. Комментарии к тематическим направлениям итогового сочинения 2023/24
учебного года. Текст : электронный. http://obrnadzor.gov.ru/news/fipi-opublikovalkommentarii-k-tematicheskim-napravleniyam-itogovogo-sochineniya2021-22uchebnogo-goda/
5. Долинина Т. А. Подготовка к итоговому сочинению в соответствии с открытыми
направлениями для тем 2021/2022 учебного года: методические рекомендации / Т.
А. Долинина. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2021. – 62 с.
6. Зинин С. А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историколитературного курса / С. А. Зинин. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,
2004. – 232 с. – Текст : непосредственный.
7. Гуманитарная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html
8. Обучающий

корпус

русского

языка.

URL:

http://

www.ruscorpora.ru/searchschool.html
9. Издательский

дом

«Первое

сентября».

Журнал

«Русский

язык».

URL:

http://rus.1september.ru
10. Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
11. Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
12. Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]. URL:
http://www.fipi.ru/
13. Федеральный

портал

Российское

образование

[Электронный

ресурс].

URL:http://www.edu.ru/
14. Официальный информационный портал единого государственного экзамена
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ege.edu.ru/, свободный.
15. Всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и
юношества. – Режим доступа: http://книгуру.рф/шорт-лист-второго-сезона


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».