Программа с неуспевающими обучающимися

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОБУ СОШ №12
________________ А. А. Макаров
Приказ №191/1-а от 01.09.2021 года
Подписан: Макаров Анатолий
Александрович
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2022.12.16 13:47:14+10'00'

Программа
работы МОБУСОШ №12 с неуспевающими обучающимися и «группы риска»

Пояснительная записка
К «группе риска» относятся слабоуспевающие учащиеся, учащиеся, нуждающиеся в коррекционно - развивающем обучении, которые имеют
низкий уровень мотивации к учебной деятельности, отклонения от норм поведения, социально опасную ситуацию дома.
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка,
который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает
желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным
проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными.
Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.
Что же такое неуспеваемость?
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне
знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с
систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально). Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины,
порождающие ее.
Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство
организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать учащемуся квалифицированную
помощь по ее преодолению.
На индивидуальном подходе к учащимся основывается педагогический принцип доступности и посильности обучения. При реализации
этого принципа учитель должен знать и учитывать индивидуально- психологические особенности ребенка, ту совокупность факторов, которые
могут помешать учиться успешно.
Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того
отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс
накапливания невыполнения требований.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются
друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставаний,
устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости
Цель программы: организовать работу педагогического коллектива школы, направив ее на обеспечение успешного усвоения базового уровня
образования неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска».
Задачи:
- Выявить группу учащихся, составляющих «группу риска» в текущем учебном году.
- Создать банк данных неуспевающих учащихся и учащихся «группы риска».
- Создать комфортные условия для работы неуспевающих учащихся и учащихся «группы риска»
- Произвести отбор педагогических технологий для организации учебного процесса с неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска».
-Организовать работу педагогического коллектива школы, направив её на обеспечение усвоения базового уровня образования неуспевающими
учащимися и учащимися «группы риска».
Ожидаемые результаты:
- Выявление основных причин неуспеваемости учащихся.
- Удовлетворение потребностей ребенка в обучении и общении.

- Получение каждым ребенком базового уровня образования.
Система коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе принципов:
- единство диагностики и коррекции;
- коррекционно-развивающая направленность образовательного процесса;
- индивидуализация обучения;
- комплексное воздействие на развитие познавательной сферы и эмоционально-волевых качеств личности,
учащихся.
1. Информационно - аналитическая деятельность.
Организационная деятельность:
Задачи:
- выявить учащихся, составляющих «группу риска» на текущий учебный год;
- организовать в классах дифференцированный подход в процессе обучения;
- создать комфортные условия для работы учащихся, имеющих низкую мотивацию.
№
Содержание работы
Технологии
Ответственные
п/п
Составление общешкольного плана «Работа Анализ, планирование
Заместитель директора
1.
с неуспевающими учащимися и учащимися
по УВР учителя «группы риска».
предметники, классные
руководители
Собеседование с классными
В план учителю включить Заместитель директора
2.
руководителями, учителями обязательно:
по УВР
предметниками по поводу согласования и
-контрольный срез знаний
уточнения списка неуспевающих учащихся и детей.
учащихся «группы риска» (выяснить
-индивидуальную работу
причины их отставания), плана работы с
по ликвидации пробелов.
неуспевающими учащимися и учащимися
-ведение тематического
«группы риска».
учета знаний слабых
детей.

3.

Составление индивидуального плана работы
по ликвидации пробелов в знаниях
отстающего ученика на год и корректировка
на текущую четверть.

Анализ, планирование

сохранение и укрепление здоровья

Сроки

Выход

Сентябрь

Данный план

Сентябрь

Информацию
предоставляют
учителяпредметники,
классные
руководители

Учителя Сентябрь,
предметники, классные обновлять по мере
руководители
необходимости

Индивидуальный
план работы
учителя предметника и
классного
руководителя с
неуспевающими

4.

Формирование банка данных учащихся
школы, составляющих «группу риска» и
имеющих низкую учебную мотивацию,
нуждающихся в коррекционно развивающем обучении.

5.

Заполнение педагогических характеристик
на учащихся.

6.

Формирование банка данных о семьях
учащихся «группы риска».
Проведение семинара по вопросу «Создание
условий успешности обучения учащихся,
имеющих низкую мотивацию к учебной
деятельности».
Организация деятельности Совета
профилактики.
Организация системы индивидуальногрупповых занятий, индивидуальных
консультаций.
Организация досуга учащихся в каникулы в
рамках системы дополнительного
образования.
Систематизация работы классных
руководителей по контролю за обучением
неуспевающих учащихся, учащихся «группы
риска».
Определение уровня учебной мотивации у
учащихся «группы риска».

7.

8.
9.

10.

11.

12.

Анализ фактической
ситуации, собеседование
с классными с
руководителями и
учителями предметниками по поводу
согласования и уточнения
списка
Анализ результатов
материалов с
целью коррекционной
работы
Сбор информации от
классных руководителей
Отбор информации, ее
систематизация

Заместитель директора
по УВР

Май
Август

детьми
Уточненный
список

Классные
руководители

В течение года

Совещание ППк

Классные
руководители
Педагоический
коллектив

Сентябрь

Социальный
паспорт
Методические
разработки

Конструирование
программы работы
Составление расписания

Председатель Совета
профилактики
Заместитель директора
по УВР

График работы

План классного
руководителя,
руководителей кружков
Анализ планов работы
классных руководителей

Заместитель директора
по УВР

В течение
учебного года

Справка

Заместитель директора
по УВР

Каждую четверть

Собеседование

Анкетирование

Администрация

По плану

Педсовет

В течение
учебного года

В течение
учебного года

Заседание Совета
профилактики
График
консультаций

II. Организационно - исполнительская деятельность.
Работа с педагогическими кадрами.
Задачи:
- организация помощи, обеспечивающей успешность учащимися в учебной деятельности;
- контроль за организацией рабочего места учащихся в учебное время;
- создание ситуации успеха в учебной деятельности.
1.

Проведение контрольного среза знаний
учащихся класса по основным разделам
учебного материала предыдущих лет
обучения.

2.

Установление причин отставания
слабоуспевающих учащихся через
индивидуальные беседы с учащимися,
классными руководителями и учителями предметниками по выявлению затруднений,
препятствующих усвоению учебного
материала.
Контроль администрации за посещаемостью
учащимися уроков, мероприятий и
дополнительных занятий в рамках классноурочной и дополнительной системы
образования.
Обеспечение дифференцированого подхода
при организации самостоятельной работы на
уроке, контроля усвоения знаний учащимися
по отдельным темам (включать посильные
индивидуальные задания слабоуспевающему
ученику).
Собеседования с учителями - предметниками
по итогам четверти по результатам
индивидуальной работы с учеником

3.

4.

5.

Определение
фактического уровня
знаний детей.
Выявление в знаниях
учеников пробелов,
которые требуют быстрой
ликвидации.
Собеседование;
Тематический контроль

Учителяпредметники,
заместитель
директора по УВР

Сентябрь

Анализ входных
контрольных работ

Заместитель
директора по УВР,
учителя предметники,
классные
руководители

Сентябрь и по мере
необходимости в
течение учебного
года

Индивидуальные
планы работы с
отстающими

Анализ плана работы
классных руководителей
по данному направлению

Заместитель
директора по УВР

В течение учебного
года

Административное
совещание

Персональный контроль,
поурочное планирование

Учителяпредметники,
заместитель
директора по УВР

В течение учебного
года

Совещание при
завуче

Собеседование
(тематический учет
знаний покажет, что

Заместитель
директора по УВР

По окончанию
четверти

Собеседование

6.

7

8

9

10

11

12

13

14

Отчеты классных руководителей о результатах
совместной деятельности с учителями
предметниками, способствующей организации
обучения данной категории учащихся.
Индивидуальные беседы с учителями о
состоянии дел у слабоуспевающих учащихся
по результатам проведенных
административных контрольных работ
Посещение уроков учителей - предметников
администрацией для изучения работы учителя
на уроке с неуспевающими учащимися и
учениками «группы риска».
Контроль за наполняемостью отметок и
отработкой материала, а также
неудовлетворительных отметок по итогам
контрольных работ и текущего материала
учащихся.
Обобщение опыта работы с учащимися,
имеющими низкую учебную мотивацию с
целью его распространения в рамках школы.
Подготовка рекомендаций для учителей и
классных руководителей по работе с
учащимися группы риска.
Контроль за объемом домашних заданий по
всем предметам с целью предупреждения
утомляемости учащихся.
Контроль преподавания отдельных предметов
с целью выявления причин перегрузки
учащихся и выработка рекомендаций по
коррекции работы.
Оказание методической квалифицированной

западает у ученика, над
чем должен
индивидуально работать
учитель и на каком
уровне).
Отчеты и их анализ

Классные
руководители

В течение учебного
года

Собеседование

Анализ контрольных
работ

Заместитель
директора по УВР

Согласно графику
Аналитическая
контрольных работ. справка

Посещение уроков с
последующим их
анализом

Заместитель
директора по УВР

По плану

Административное
совещание

Работа с ЭЖ

Заместитель
директора по УВР

В течение учебного
года

Совещание
при завуче

Аналитические материалы Заместитель
директора по УВР

В течение учебного
года

Административное
совещание

Памятки, схемы, планы

Заместитель
директора поМ

В течение учебного
года

Методические
материалы

Анкетирование,
Собеседование

Зам. директора по
УВР

В течение учебного
года

Аналитическая
справка

Анализ
Анкетирование учащихся

Заместитель
директора по УВР

В течение учебного
года

Административное
совещание

Собеседование

Заместители

В течение учебного

Собеседование

помощи учителям, работающим с
Консультации
директора
года
неуспевающими учащимися и учащимися
«группы риска».
III. Мотивационно – целевая деятельность.
Работа с учащимися.
Задачи:
- создание комфортных условий на уроке и в системе дополнительного образования;
- обеспечение учащихся индивидуальными заданиями и алгоритмом выполнения всех видов письменных заданий, работы с книгой по
заданию учителя, устного ответа;
- контроль за организацией рабочего места в учебное время.
Обеспечение учащихся алгоритмом:
Анализ фактической
Учителя В течение учебного Собеседование
1.
выполнения письменных заданий, как
ситуации
предметники
года
индивидуальных, так и общих классных видов
работ;
работы с книгой по заданию учителя;
устного ответа.
Обеспечение возможности выполнения
Анализ, отбор
Учителя В течение учебного Планерки
2.
домашних заданий в рамках индивидуальных
информации,
предметники
года
занятий (ИГЗ, индивидуальные консультации). практическая
направленность в работе
Организация досуга учащихся в рамках работы Анализ плана работы
Зам. директора по
В течение учебного Административное
3.
школы, через кружки, секции, в каникулярное классных руководителей
УВР
года
совещание
время.
Привлечение учащихся к участию в
Собеседование с
Классные
В течение учебного Административное
4.
общешкольных и общеклассных
классными
руководители
года
совещание
мероприятиях.
руководителями
Оказание помощи учащимся в организации
Консультации;
Классные
В течение учебного Административное
5.
дальнейшего обучения и профориентации в
Собеседования
руководители
года
совещание
случае невозможности продолжения обучения
в данной школе.
Индивидуальные беседы со
Совет профилактики
Председатель
Выборочно, по
Заседание Совета
6.
слабоуспевающими учениками о состоянии их
Совета
ситуации и по мере профилактики
учебных дел с целью поддержать его, показать,
профилактики
необходимости
что все заинтересованы в его успехе.

IV. Контрольно – диагностическая деятельность.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, требующих особого внимания и коррекционно-развивающего обучения
Задачи:
- формирование развивающего образа жизни личности в школе и коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса для
детей с трудностями в обучении, обусловленного задержкой психического развития различного характера;
- обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития учащихся на каждом возрастном этапе;
1.

Организация индивидуальных консультаций
психолога для родителей и учащихся.

Беседы
Консультации

Педагогпсихолог(по
договоренности)

В течение учебного
года

Административное
совещание

2.

Организация тематических классных собраний
по проблемам:
психологические и возрастные особенности
учащихся;
общение с учащимися с учетом
индивидуальной психологии детей;
ответственность родителей за воспитание и
обучение детей.
Тренинг «Снижение уровня тревожности у
подростков». Диагностика школьной
тревожности учащихся «группы риска».
Выявление уровня психологического комфорта
учащихся в ученическом коллективе.
Создание условий, способствующих адаптации
учащихся данной категории.

Анализ плана работы
классных руководителей

Классные
руководители

По плану

Собеседование

Тренинг, диагностика

Классные
руководители

По плану

ШМО классных
руководителей

3.

Психологическое
Классные
В течение учебного
тестирование и его анализ руководители
года
Посещение уроков и их
Учителя В течение учебного
5.
анали;
предметники
года
Собеседование
Выявление уровня психологического комфорта Психологические
Классные
1 –я четверть
6.
в ученическом коллективе учащихся данной
методики
руководители
учебного года
категории.
Собеседование
Организация работы по определению
Собеседование
Классные
В течение учебного
7.
профессиональной ориентации учащихся
Консультации
руководители
года
данной группы.
Профориентационные
методики
- обеспечение индивидуального подхода к каждому учащемуся;
- психолого-педагогическое изучение детей;
- консультирование родителей (лиц, их заменяющих), по вопросам воспитания детей создания благоприятного микроклимата.
4.

Административное
совещание
Административное
совещание
Совещание при
завуче
Административное
совещание
Родительское
собрание

V. Регулирующая деятельность
Работа с родителями.
Задачи:
- осуществление взаимодействия между семьей и школой с целью организации совместных действий для решения проблемы успешности
обучения учащихся.
Организация работы привлеченного
Собеседование
Классные
По плану
ШМО классных
1.
психолога с родителями по устранению
руководители
руководителей
причин неуспеваемости.
Организация встречи родителей с учителями - Встречи
Классные
В течение учебного Административное
2.
предметниками в рамках проведения дня
руководители
года
совещание
открытых дверей.
Консультации

3.

4.
5.
6.

7.

Подготовка и проведение малых педсоветов с
приглашением родителей слабоуспевающих и
неуспевающих учащихся с целью
профилактики их успеваемости по мере
необходимости.
Проведение тематических родительских
собраний по воспитанию детей.
«День открытых дверей» для родителей
Посещение семей, в которых неуспеваемость
детей обусловлена невыполнением
родителями своих обязанностей.
Посещение учащихся на дому с целью
выяснения условий домашней подготовки,
роли в ней родителей.

Собеседования
Консультации,

Зам. директора по
УВР

В течение учебного
года

Малые педсоветы

Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители

В течение учебного
года
По плану
По мере
необходимости

ШМО классных
руководителей
ШМО классных
руководителей
Административное
совещание

Классные
руководители

По мере
необходимости

ШМО классных
руководителей

Собеседования
Консультации
Посещение уроков,
мероприятий
Посещение семей
Планы классных
руководителей

Приложение №1.
Причины и характер проявления неуспеваемости
Причины неуспеваемости

Характер проявления

Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает
учиться). Влияют:
обстоятельства жизни ребенка в семье;
взаимоотношения с окружающими взрослыми

Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его
общественной значимости.
Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует
заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают
удовлетворительные)

Интеллектуальная пассивность как результат неправильного
воспитания.
Интеллектуально пассивные учащиеся - те, которые не имели ни
правильных условий для умственного развития, ни достаточной
практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют
интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых
педагог строит обучение

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной
работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить.
Вместо активного размышления - использование различных обходных
путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание
правильных вариантов ответа.
Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в
отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне
учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и
сообразительнее, чем в учении

Неправильные навыки учебной работы - со стороны педагога нет
должного контроля над способами и приемами ее выполнения

Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому
что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые
требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают
текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические
задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти
задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять;
выполняют работу в медленном темпе

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:
пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не
приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих
требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные
учащиеся);
неправильная организация учебной деятельности в ОУ

Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное,
отнимающее много времени задание.
Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.
Невыполненные или частично выполненные домашние задания.
Неаккуратное обращение с учебными пособиями

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных
интересов - недостаточное внимание к этой проблеме со стороны
педагогов и родителей

Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не
отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не
используются, не влияют на представления школьника об окружающей
действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:
1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления,
несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.
2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы.

Приложение №2.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
Этапы урока
Виды помощи в учении:
 В процессе контроля за подготовленностью обучающихся.
 Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
 Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
 Предложения учащимся примерного плана ответа.
 Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
 Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
При изложении нового материала:
 Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.
 Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
 Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
 Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы,
высказанной сильным учеником.
В ходе самостоятельной работы на уроке:
 Разбивка заданий на дозы. Этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
 Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
 Напоминание приема и способа выполнения задания.
 Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
 Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
 Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
 Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
 Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.
При организации самостоятельной работы:
 Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
 Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
 Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточекконсультаций, карточек с направляющим планом действий.

Приложение № 3
Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников. Необходима разработка
технологий индивидуализации школьного образования. Говоря об индивидуализации обучения необходимо выделить два основных аспекта:
 учет индивидуальных особенностей детей с последующей адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка;
 оказание каждому ребенку индивидуальной педагогической помощи с целью развития его индивидуальных ресурсов.
Обучение – это длительный процесс и складывается он из отдельных уроков. Урок, есть основное звено процесса обучения. Как любой
трудовой процесс урок включает в себя работника (ученика), предмет его труда (получение знаний), необходимые средства и орудия.
Совокупность трудовых операций, осуществляемых учеником, образует технологический процесс, который подчинен определенным
требованиям. Концепция образования должна обуславливаться и строится на данных требованиях. Эти требования можно сформулировать
следующим образом:
 отчетливая целенаправленность урока;
 оптимальный психологический режим;
 оптимальный темп и ритм работы;
 систематическая последовательность и преемственность учебных операций;
 завершенность операций;
 достаточное организационное и материальное обеспечение;
 непрерывный контроль и самоконтроль;
 восстановление делового равновесия при его нарушении (коррекция);
 закрепление и усовершенствование знаний и умений;
 экономия времени на уроке. Исходя из этих требований к современному уроку, строится работа, создавая для каждой группы
учащихся свою индивидуальную траекторию развития на каждый конкретный урок.

Этапы формирования положительного отношения к учению
Формируемые
отношения

1-й этап

2-й этап

3-й этап

К содержанию
учебного
материала

Наиболее легкий
занимательный
материал,
независимо от его
важности,
значимости

Занимательный
материал, касающийся
сущности изучаемого

Существенный,
важный, но не
привлекательный
материал

К процессу
учения (усвоения
знаний)

Действует учитель
- ученик только
воспринимает

Ведущим остается
учитель, ученик
участвует в отдельных
звеньях процесса

Ведущим
становится ученик,
учитель участвует в
отдельных звеньях
процесса

К себе, своим
силам

Поощрение
успехов в учебе, не
требующей усилий

Поощрение успехов в
работе, требующей
некоторых усилий

Поощрение успехов
в работе,
требующий
значительных
усилий

К учителю
(коллективу)

Подчеркнутая
объективность,
нейтралитет

Доброжелательность,
внимание, личное
расположение, помощь,
сочувствие

Использование
суждения наряду с
доброжелательность
ю, помощью и др.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности
учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
Предложение учащимся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень
понимания ими учебного материала.
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или
объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся
на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное
задание, выполненное ранее.
Напоминание приема и способа выполнения задания.
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной
работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое
увеличение их числа.
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с
направляющим планом действий

Очень важный этап при работе с такими детьми - профилактика неуспеваемости (табл. 4)

Профилактика неуспеваемости
Этапы урока

Акценты в обучении

Контроль подготовленности Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.
учащихся
Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных
работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение
материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения
основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания
Изложение нового
материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.
Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять
средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих
всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа
учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам
учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь
большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок,
допущенных при ответах
и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов
к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно
развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и
осуществлять контроль

Организация
самостоятельной работы
вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее
существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать
домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения
домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий
с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

Приложение № 4

Алгоритм работы с неуспешными обучающимися
Классному руководителю
Определить причину неуспеваемости обучающегося через:
 анкетирование (анкета: анализ причин неуспеваемости обучающихся);
 беседу с психологом;
 беседу с социальным педагогом, для выяснения социальных условий;
 беседу с преподавателем, у которого обучающийся имеет «неудовлетворительную» оценку.
Вести контроль за :
 посещением неуспевающего учащегося у психолога (если такая помощь необходима);
 успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю предметнику.
Уведомлять еженедельно родителей и завуча о результатах успеваемости обучающегося. Разработать вместе с ребенком
индивидуальный план его учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти.
Учителю-предметнику
 выстроить систему взаимодействия с классным руководителем, родителями обучающихся, завучем в решении задач по успешности
обучения детей;
 планировать и осуществлять на уроке работу со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися.
Заместителю директор по УВР
 регулировать вопросы взаимодействия учителя-предметника с классным руководителем, родителями обучающихся в решении задач
повышения успешности обучения детей;
 оценивать теоретическую подготовленность учителя и методику преподавания по вопросу преодоления неуспеваемости
обучающегося через посещение уроков и собеседования;
 проводить собеседования с классными руководителями по результатам работы с неуспевающими обучающимися не менее 1 раза в
месяц;
 проводить собеседования с обучающимися для выявления причин неуспеваемости и затруднений в обучении.

Приложение № 5
Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися:
 индивидуальный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися;
 индивидуальные и групповые консультации. в изучении нового материала;
 ликвидации выявленных пробелов в знаниях;
 оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки инструкции, помощь сильных учеников);
 выявление пробелов в знаниях;
 формирования мотивации, интереса к учебе;
 творческие задания;
 воспитательная работа;
 индивидуальный подход, создание комфортной среды;
 опора на хобби;
 проведение тематических классных часов, предметных недель;
 вовлечение в кружки, КТД;
 работа с родителями;
 определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних мотивов;
 тематические родительские собрания. Индивидуальная и коррекционная работа с родителями;
 помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка;
 Совет профилактики.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».