Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования

Принято
на заседании педагогического
совета
протокол № 1
от «30» августа 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОБУ СОШ №12
_________________ А.А. Макаров
Приказ №120-а от «03» сентября 2018
г.
Подписан: Макаров Анатолий
Александрович
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место подписания
Дата: 2022.11.10 10:40:06+10'00'

Адаптированная основная образовательная программа основного
общего образования
для обучающихся с задержкой психического развития
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 12»

Содержание:
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной
образовательной программы основного o6mero образования
1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения
адаптированной образовательной программы основного o6mero образования
2. Содержательный раздел
2.1. Программа развития универсальных учебных действий
2.2.Программы отдельных учебных предметов, курсов
2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся
2.4 Программа коррекционной работы
3.Организационный раздел
3.1.Учебный план
3.2.Система условий реализации АОП ООО
4. Приложения к АОП ООО

1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа (далее – АООП ООО) образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (Часть 28 статьи 2
Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»).
Данная адаптированная образовательная программа разработана для обучения
определённой группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с
задержкой психического развития на основании заключений и рекомендаций
территориальной ПМПК г. Дальнегорска.
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с
требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного
общего образования, на основе ООП ООО МОБУ СОШ № 12, с учетом специальных
требований в ФГОС ООО для обучающихся с ЗПР в условиях инклюзивного
образования, примерного содержания и условий реализации коррекционного
компонента основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного
образования.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР,
имеющих инвалидность, дополняется рекомендациями индивидуальной программой
реабилитации (ИПРА) инвалида в части создания специальных условий получения
образования.
Адаптация программы предполагает:
- использование разных форм обучения;
- введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении
АОП;
- включение требований к результатам освоения программы коррекционной работы и
условиям реализации АОП;
- разработку индивидуальных учебных планов;
изменение временных рамок освоения планируемых результатов АОП за счет
пролонгированных сроков обучения на уровне основного общего образования до 6 лет;
- использование специальных методов и приемов организации учебной деятельности;
- психолого-педагогическое сопровождение обучающегося
с
динамическим
наблюдением в рамках психолого-педагогического консилиума;
создание специальных условий проведения текущей, промежуточной и итоговой
аттестации.
Цель реализации АОП для обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения
требований ФГОС ООО обучающимися с ОВЗ посредством создания условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации АОП для
обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
- учесть образовательные потребности участников образовательных отношений;

- сформировать систему образования, ключевой характеристикой которой становится не
только передача знаний и способов действий, но и формирование творческих
компетентностей на основе личностно-ориентированиого образования, элементов
развивающего обучения;
- обеспечить участие учащихся во всех видах учебной деятельности для
формирования социокультурной,
воспитательной среды, самовыражения и
саморазвития;
- содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся с 3ПP;
- обеспечить педагогическое сопровождение образовательной деятельности;
- отобрать и применять методики оцеики эффективности коррекционно-развивающей
образовательной деятельности на основе реализации принципов единства диагностики и
коррекции, динамического наблюдения за развитием ребенка;
- оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным
представителям) обучающихся с 3ПP по медицинским, социальным, правовьм и другим
вопросам.
Обязательным условием
реализации AOOП ООО является психологопедагогическое сопровождение обучающихся, согласованная работа классного
руководителя с учителями и педагогами, реализующими программу коррекционной работы,
содержание которой определено е учетом особых образовательных потребностей на основе
заключения ПMПK.
AOOП ООО реализуется МОБУ СОШ №12 через организацию урочной и внеурочной
деятельности совместно с обучающимися, не имеющими ограничений по здоровью.

Общая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в
психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени
выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными
познавательными
способностями,
специфическими
расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),
нарушениями в организации деятельности и/или поведения.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций,
замедленный темп либо неравномерное становление познавательной
деятельности, трудности произвольной саморегуляции.
У обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной
моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки,
умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Кроме того, у данной категории обучающихся отмечаются признаки
легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС),
выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим
снижением
умственной
работоспособности
и
устойчивости
к
интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.
Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся отмечаются
типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах
пространственных представлений, зрительно-моторной координации, лексикограмматического и фонетико-фонематического развития.
Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др.
познавательных
процессов,
умственной
работоспособности
и
целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие
усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и
деятельности, как правило, сформированы недостаточно.
Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и
неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной
привлекательности вида деятельности, а также от актуального
эмоционального состояния.
Возможна
неадаптивность
поведения,
связанная
как с
недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением
эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
При организации обучения детей в основном звене необходимо
учитывать то, что подростки с ЗПР характеризуются нарушениями поведения
по типу психической неустойчивости расторможенности влечений.
Таких подростков отличают черты эмоционально–волевой незрелости,
недостаточное чувств долга,
ответственности, волевых установок,
выраженных интеллектуальных интересов, отсутствие чувства дистанции.
Эмоциональная поверхность легко приводит к конфликтным ситуациям,
вразрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа.

Инфантильность, присущая этой группе подростков, часто окрашена
чертами
церебро-органической
недостаточности,
двигательной
расторможенностью, назойливостью, эйфорическим оттенком повышенного
настроения, аффективными вспышками, сопровождающимися ярким
вегетативным компонентом, с нередко последующей головной болью, низкой
работоспособностью, выраженной утомляемостью.
Таким образом, для этой группы подростков характерно отсутствие
учебной мотивации, а непризнание авторитетов взрослых сочетается с
односторонней житейской зрелостью, соответственной переориентации
интересов на образ жизни, адекватной старшему возрасту.
Учет указанных выше особенностей подразумевает организацию
комплексной медико-психолого-педагогической коррекции детей с ЗПР.
В этом случае недостатки, свойственные психическому инфантилизму
при ЗПР, в значительной мере сглаживается.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на
уровне основного общего образования:
- продолжение получения специальной помощи средствами образования на
уровне основного общего образования;
- учет замедленного темпа усвоения учебного материала, трудностей
понимания и репрезентации изучаемого;
- учет эмоциональной нестабильности обучающихся, легкости возникновения
у них особых психических состояний, затрудняющих объективную оценку
имеющихся знаний, что требует организации текущей и итоговой
государственной аттестации в иных формах;
- особая установка педагогов на обеспечение комфортного самоощущения
обучающихся с ЗПР в условиях инклюзии, использование преимущественно
позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- комплексное сопровождение, гарантирующее:
поддержание оптимального функционального состояния ЦНС в
период подростковой гормональной перестройки,
систематическую помощь в преодолении отдельных дисфункций,
затрудняющих овладение АОП (предшествующих и недостаточно
компенсированных недостатков овладения чтением, письмом, счетными
навыками, а также аналогичных недостатков связного высказывания,
произвольной памяти и внимания, зрительно-моторной координации,
пространственных и временных представлений),
инициацию преодоления потенциально дезадаптивных личностных
черт и особенностей поведения, трудностей продуктивной коммуникации со
взрослыми
и сверстниками,
инфантильной,
негативистической
и
потребительской установок (формированию коммуникативной (конфликтной)
и житейской компетентности, типичной для нормально развивающегося
школьника определенного пола и возраста),
особое внимание к формированию морально-нравственной и
мотивационно- потребностной сфер личности, формирование предпосылок
успешной социопсихологической адаптации в последующие периоды жизни, в
том числе гендерной социализации;

- специальная работа по формированию способности к самостоятельной
организации собственной деятельности, осознанию возникающих трудностей,
умению запрашивать помощь одноклассников, педагогов, родителей, в итоге
приводящей к появлению адекватной самооценки своих возможностей и
перспектив (аутопсихологической компетентности, типичной для нормально
развивающегося школьника определенного возраста), в том числе в области
будущего профессионального самоопределения.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися
адаптированной образовательной программы основного o6mero
образования
AOOП ООО предполагает, что обучающиеся получают образование,
полностью соответствующее по итоговым достижением к моменту завершения
обучения образованию обучающихся, не имеющиих ограничений по возможностям
здоровья, в те же сроки обучения (5-9 классы), а также представляет собой
адаптированный вариант основной образовательной программы основного
o6mero образования (далее — ООП ООО), реализующейся в МОБУ СОШ № 12,
утвержденной приказом № 110-а от 31.08.15 , поэтому назначение, структура и
содержание планируемых результатов освоения AOOП ООО, понятие, функции,
состав, характеристика, виды УУД, описание личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения AOOП ООО соответствуют ООП ООО.
Планируемые результаты освоения AOOП ООО дополнены планируемыми
результатами освоения программы коррекционной работы:
- освоение обучающимися с ЗПР базового уровня знаний по всем изучаемым
предметам;
формирование межпредметных понятий в соответствии с
требованиями ФГОС;
формирование общей культуры, духовно – нравственного развития
личности
обучающегося, его адаптации к жизни в обществе;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье,
формирование здорового образа жизни;
- компенсация
недостатков
развития,
восполнение
пробелов
предшествующего обучения;
- преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы;
- нормализация и совершенствование учебной деятельности учащихся;
- повышение работоспособности;
- активизация познавательной деятельности.
Основным проектируемым результатом освоения адаптированной
образовательной программы является достижение выпускниками социальной
зрелости, достаточной для дальнейшего самоопределения и самореализации в
учебной, трудовой, культурной сферах деятельности.
1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения
адаптированной образовательной программы основного o6mero
образования

Достижение предметных и метапредметных результатов освоения АОП
ООО, необходимых для продолжения образования, является предметом
итоговой оценки освоения обучающимися с ЗПР АОП ООО.
Итоговая оценка результатов освоения АОП ООО включает две
составляющие:
- результаты промежуточной аттестации обучающихся с ЗПР, отражающие
динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с
планируемыми результатами освоения адаптированной образовательной
программы основного общего образования;
- результаты государственной
итоговой аттестации выпускников,
характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения
адаптированной образовательной программы основного общего образования.
К результатам индивидуальных достижений, обучающихся с ЗПР, не
подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации
обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщенная
оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися с ЗПР
основных образовательных программ должна осуществляться в ходе
различных мониторинговых исследований.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АОП ООО (кроме
программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с
требованиями ФГОС ООО.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и
государственной итоговой аттестации освоения АОП в иных формах.
Специальные условия проведения текущей и промежуточной аттестации,
обучающихся с ЗПР включают:
- особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с
учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
особенностей, обучающихся с ЗПР;
- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов
общего хода выполнения заданий);
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
-упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению,
-упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения
задания, в дополнение к письменной инструкции к заданию, при
необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в
медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
- при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей, обучающихся с
ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;
упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому
оформлению и др.);
- при необходимости предоставление дифференцированной помощи:

стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы,
напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и
разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в
поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
- недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога,
созданиеситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие
положительной динамики обучающихся в интегративных показателях,
отражающих успешность достижения образовательных достижений и
преодоления отклонений развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы осуществляется с помощью мониторинговых
процедур.
В целях оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы целесообразно использовать все три формы
мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику.
Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных
особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся,
выявить исходный
уровень развития интегративных показателей,
свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебнопознавательную деятельность и повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в
течение всего времени обучения.
Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе
(окончание учебного года, окончание обучения на уровне основного общего
образования), выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР в
соответствии с планируемыми результатами освоения, обучающимися
программы коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы не выносятся на итоговую оценку.
При заполнении листов динамического наблюдения используются
следующие критерии оценок:
1.Умение сформировано в достаточной степени для усвоения программы.
Обучающийся применяет его почти во всех необходимых для этого случаях,
допуская лишь очень редкие ошибки, связанные с эмоциональными
переживаниями или другими причинами – 5.
2.Умение в основном сформировано. Обучающийся применяет его более, чем
в 60% необходимых случаев. Причины неприменения лежат в отсутствии
прочного навыка. Необходимо закреплять умение, переводя его в разряд
навыка- от 4 до 4,9.
3. Умение сформировано частично. Обучающийся редко применяет его
самостоятельно, а чаще при целенаправленной помощи учителя - от 3 до 3,9.
4. Формирование умения находится в начальной стадии. Обучающийся в
основном затрудняется в его применении, постоянно нуждается в помощи

учителя - от 2 до 2,9.
5.Умение ещё не сформировано. Идёт процесс накопления опыта у
обучающегося для формирования данного умения - от 0 до 1,9.
Достижения обучающихся с 3ПP рассматриваются с учетом предыдущих
индивидуальвьгх достижений, а ие в сравнении с успеваемостью обучающихся
класса.
Имеет значение положительная динамика, индивидуальный пpoгpecc.
2. Содержательный раздел
2.1. Программа развития универсальных учебных действий
Программа формирования универсальных учебных действий для обучающихся
с
задержкой
психического
развития
соответствует
основной
общеобразовательной программе основного общего образования МОБУ СОШ
№ 12.
2.2.Программы отдельных учебных предметов, курсов
Структура и содержание рабочих программ по учебным предметам для
обучающихся с ЗПР по АОП с полной включенностью в классно-урочную
деятельность соответствует рабочим программам ООП ООО МОБУ СОШ №
12.
Для обучающихся с ОВЗ, которым организуется обучение в очно-заочной
форме
разрабатывается
индивидуальное
календарно-тематическое
планирование, адаптированное по временным рамкам и содержанию. Все
рабочие программы по учебным предметам МОБУ СОШ № 12 дополняются
приложением, в котором конкретизируются особенности преподавания
учебного предмета с учетом особых образовательных потребностей
обучающегося с ЗПР и планируемых результатов освоения АОП ООО.
Особенности преподавания учебных предметов с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР
1.
Индивидуальная помощь в случаях затруднения. Виды помощи:
учебная, стимулирующая, направляющая, обучающая:
- учебная помощь учащимся оказывается в рамках внутриклассной
дифференциации, осуществляется коррекция в соответствии с уровнем
реальной школьной успеваемости, этапных целей и требований урока, объема
и уровня сложности учебных заданий.
- стимулирующая помощь используется в ситуации, когда ребенок не
включается в работу после получения задания или, когда работа выполнена
неверно. В первом случае учитель подходит к ребенку и помогает ему
сконцентрировать внимание, нацелить на решение задачи (ободряет,
успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет – то
разъясняет его). Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки и
необходимость проверки решения.
- направляющая помощь используется в моменты урока, когда у ребенка

возникают затруднения в определении средств, способов действий. Учитель
может заметить затруднения у школьника в процессе работы или после
окончания работы, когда выясняется неправильное решение. Педагог косвенно
или прямо обращает внимание ребенка на правильное решение, указывает на
наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план
действий, начать первый шаг решения.
- обучающая помощь используется, когда другие виды помощи не
эффективны.
Учитель может непосредственно показать ученику последовательность
и образец выполнения задания.
2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
3.
Более частое использование наглядных дидактических пособий и
индивидуальных карточек.
4.
Введение физминуток и/или смены видов деятельности через 15-20 минут
урока.
5.
Создание ситуации успеха на занятии.
6.
Благоприятный психологический климат на уроке. Опора на
эмоциональное восприятие.
7.
Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных,
игровых и практических).
8.
Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика
обучения по теме. Рекомендуется учебный материал преподносить
небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо
изыскивать способы облегчения трудных заданий. Устанавливать взаимосвязь
между изученным и новым материалом.
9. Синхронизация
темпа
урока
с
возможностями
ученика
(индивидуализация темпа выполнения задания).
10. Оптимальное распределение времени на проведение каждого
компонента занятия (например, на изучение нового материала в начальной
школе не должно отводиться больше 10-15 минут, в среднем звене - 15-20).
11. Точность и краткость инструкции по выполнению задания.
12. Вариативные приемы обучения.
Работа по коррекции учебной деятельности у учащихся с ЗПР проводится
педагогами на всех учебных предметах и направлена на развитие и
совершенствование умения:
- работать в определённом темпе;
- осознавать цель инструкции;
- удерживать в памяти инструкцию;
- отвечать
на
вопрос
и выполнять задание в
соответствии с инструкцией;
- выполнять инструкцию с первого предъявления и осуществлять
самоконтроль;
- рационально организовывать своё время на занятии;
- анализировать ответы друг друга;
- проверять работу и организовывать свой труд на занятии;
- выражать мысли
грамматически
правильно оформленным
предложением;
- формулировать задания для коллективной работы в определённое время;

- своевременно обращаться за помощью;
- работать по индивидуальным карточкам;
- работать самостоятельно, если задание доступно для выполнения;
- анализировать работу друг друга;
- делать вывод в конце задания;
- соблюдать речевой этикет.
2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся
Программа воспитания и социализации для обучающихся с задержкой
психического развития соответствует основной общеобразовательной программе
основного общего образования МОБУ СОШ № 12.
Программа построена на основе базовых ценностей российского общества и
направлена на:
освоение обучающимся с ЗПР социального опыта, основных
социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста,
норм и правил общественного поведения;
формирование готовности обучающегося к выбору направления
профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами,
индивидуальными особенностями и способностями;
формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и
норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления
физического, психологического и социального здоровья, обучающегося с ЗПР
как одной из ценностных составляющих личности; формирование
экологической культуры.
Программа обеспечивает:
формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание
социальной среды развития, обучающегося с ЗПР, включающего урочную,
внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных
мероприятий, культурных и социальных практик;
усвоение обучающимся с ЗПР нравственных ценностей, приобретение
начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности,
конструктивного социального поведения;
приобщение обучающегося с ЗПР к культурным ценностям своего
народа, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них
российской гражданской идентичности;
социальную самоидентификацию обучающегося с ЗПР посредством
личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;
формирование у обучающегося с задержкой психического развития
личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и
ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм,
установленных российским законодательством;
приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе,
социальных ролях человека;
формирование позитивной самооценки;
приобщение обучающегося с ЗПР к общественной деятельности и
школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и
движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции,

творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества,
библиотечная
сеть,
краеведческая
работа),
военно-патриотических
объединениях, в проведении акций и праздников (региональных,
государственных, международных);
участие обучающегося с ЗПР в деятельности производственных,
творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом
просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы,
класса, сельского поселения, города;
формирование способности противостоять негативным воздействиям
социальной среды, факторам микросоциальной среды под руководством
педагогов, психологов,дефектологов, социальных работников;
развитие педагогической компетентности родителей (законных
представителей) в целях содействия социализации обучающегося с ЗПР в
семье;
учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся,
культурных и социальных потребностей их семей;
формирование у обучающегося с ЗПР мотивации к труду, потребности к
приобретению профессии;
овладение способами и приемами поиска информации, связанной с
профессиональным образованием и профессиональной деятельностью под
руководством педагогов,психологов, социальных работников;
развитие собственных представлений о будущей профессиональной
деятельности;
приобретение практического опыта, соответствующего интересам и
способностям обучающегося с ЗПР;
создание условий для профессиональной ориентации обучающегося с
ЗПР через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов;
сотрудничество
с
базовыми
предприятиями,
учреждениями
профессионального образования, центрами профориентационной работы;
совместную деятельность обучающегося с ЗПР с родителями
(законными представителями);
информирование обучающегося с ЗПР об особенностях различных сфер
профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих
различных профессий, особенностях местного, регионального спроса на
различные виды трудовой деятельности;
использование
средств
психолого-педагогической
поддержки
обучающегося с ЗПР и развитие консультационной помощи в их
профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных
склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей
и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора
профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и
тренинга в специализированных центрах);
осознание
обучающимся
с
ЗПР
ценности
экологически
целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
формирование установки на занятия физической культурой и спортом
на основе осознания собственных возможностей;
формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья
людей, в том числе экологических и транспортных, готовности противостоять

им.
2.4 Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы в соответствии с ФГОС ООО
направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы
основного общего образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети,
состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных
программ общего образования вне специальных условий обучения и
воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не
признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие
врéменные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом
развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и
воспитания.
Категории детей, для которых разработана данная программа:

дети с ограниченными возможностями здоровья и временными
ограничениями здоровья;

дети с низкими адаптационными возможностями;

дети с неглубокими нарушениями эмоционально-волевой сферы и
поведения;

дети со сниженными познавательными способностями;

дети с низким уровнем самоконтроля.
Для данной категории учащихся – в случае их поступления или
обучающихся в МОБУ СОШ № 12– должны быть созданы соответствующие
оптимальные условия их образования и развития.
Программа коррекционной работы основного общего образования
преемственна с Программой коррекционной работы начального общего
образования и обеспечивает:
- создание в школе специальных условий воспитания, обучения, позволяющих
учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными
возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса;
- дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми
образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении.
Разработка и реализация программы коррекционной работы
предусматривает как самостоятельную работу педагогического коллектива
школы, так и совместную с другими учреждениями Дальнегорского городского
округа посредством организации межведомственного взаимодействия.
Межведомственное взаимодействие как наиболее действенная форма
совместной деятельности организаций, направленная на обеспечение
возможности освоения учащимися с ограниченными возможностями здоровья
основной образовательной программы основного общего образования. При
реализации основных образовательных программ для учащихся с
ограниченными возможностями здоровья могут использоваться специальные
образовательные программы и быть установлены специальные федеральные
государственные образовательные стандарты (пока они не разработаны, МОБУ

СОШ № 12 использует данный раздел ООП ООО). Может быть увеличен
нормативный срок освоения образовательной программы основного общего
образования с учётом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии Дальнегорского городского
округа).
Цели программы:
- оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и
поддержки учащимся с ограниченными возможностями здоровья и их
родителям (законным представителям);
- осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом
развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении
основных и дополнительных общеобразовательных программ основного
общего образования, дополнительных образовательных программ.
Приоритетными направлениями программы на уровне основного
общего образования становятся формирование социальной компетентности
учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных
способностей личности для самореализации в обществе.
Задачи программы:
- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей
учащихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими
основной образовательной программы основного общего образования;
- определение особенностей организации образовательного процесса и условий
интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с
индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения
развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии);
- осуществление индивидуально ориентированной социально-психологопедагогической и медицинской помощи учащимся с ограниченными
возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или)
физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов,
организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с
выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
- обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным
образовательным
программам
социально-педагогической
и
других
направленностей,
получения
дополнительных
образовательных
коррекционных услуг;
- формирование зрелых личностных установок, способствующих
оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
- расширение адаптивных возможностей личности, определяющих
готовность к решению доступных проблем в различных сферах
жизнедеятельности;
- развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков
конструктивного личностного общения в группе сверстников;
- реализация комплексной системы мероприятий по социальной
адаптации и профессиональной ориентации учащихся с ограниченными

возможностями здоровья;
- оказание консультативной и методической помощи родителям
(законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья
по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие
принципы:
- Принцип преемственностит обеспечивает создание единого
образовательного пространства при переходе от начального общего
образования к основному общему образованию, способствует достижению
личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования, необходимых
учащимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения
образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с
другими разделами программы основного общего образования: программой
развития универсальных учебных действий, ориентации, программой
формирования и развития ИКТ-компетентности, программой социальной
деятельности учащихся.
- Принцип соблюдения интересов ребёнка определяет позицию
специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной
пользой и в интересах ребёнка.
- Принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции
и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и
коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а
также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного
профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем
ребёнка.
- Принцип непрерывности гарантирует ребёнку и его родителям
(законным представителям) непрерывность помощи до полного решения
проблемы или определения подхода к её решению.
- Принцип вариативности предполагает создание вариативных
условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки
в физическом и (или) психическом развитии.
- Принцип рекомендательного характера оказания помощи
обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей
(законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья
выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения,
формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая
обязательное согласование с родителями (законными представителями)
вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями
здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения,
классы (группы).
Методические принципы построения образовательного процесса,
направленные на обеспечение освоения обучающимися с ОВЗ основной
образовательной программы, включают:
 усиление практической направленности изучаемого материала;
 выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
 опору на жизненный опыт обучающегося;

 опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого
материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
 соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа
необходимости и достаточности;
 введение в содержание учебных программ коррекционных разделов,
предусматривающих
активизацию
познавательной
деятельности,
усвоенных ранее знаний и умений обучающихся, формирование школьнозначимых функций, необходимых для решения учебных задач.
Направления и характеристика содержания работы
Программа коррекционной работы на уроне основного общего
образования включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её
основное
содержание:
диагностическое,
коррекционно-развивающее,
консультативное, информационно-просветительское.
Основные направления работы:
- диагностическое
своевременное
направление обеспечивает
выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их
комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им
психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного
учреждения;
- коррекционно-развивающее
направление обеспечивает
своевременную специализированную помощь в освоении содержания
образования и коррекцию недостатков детей испытывающих трудности в
обучении, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей
инвалидов в условиях общеобразовательного учреждения; способствует
формированию универсальных учебных действий у обучающихся
(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативное
непрерывность
направление обеспечивает
специального сопровождения детей испытывающих трудности в обучении,
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов и их
семей
по
вопросам
реализации
дифференцированных
психологопедагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и
социализации обучающихся;
- информационно-просветительское
направление обеспечивает разъяснительную деятельность по вопросам,
связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории
детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися
(как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
- выявление
особых
образовательных
потребностей
учащихся
с
ограниченными возможностями здоровья при освоении основной
образовательной программы основного общего образования;
- проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики
нарушений в психическом и (или) физическом развитии учащихся с
ограниченными возможностями здоровья;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося с
ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных
возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и
личностных особенностей учащихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
ребёнка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья;
- системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики
развития, успешности освоения образовательных программ основного общего
образования).
Коррекционно-развивающая работа включает:
- реализацию комплексного индивидуально ориентированного социальнопсихолого-педагогического и медицинского сопровождения в условиях
образовательного процесса учащихся с ограниченными возможностями
здоровья с учётом особенностей психофизического развития;
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в
соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и
трудностей обучения;
- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,
познавательной и речевой сфер;
- развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями
основного общего образования;
- развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование
адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,
коммуникативной компетенции;
- развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и
профессионального самоопределения;
- формирование навыков получения и использования информации (на основе
ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в
реальных жизненных условиях;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным
направлениям работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья,
единых для всех участников образовательных отношений;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально
ориентированных методов и приёмов работы с учащимися с ограниченными
возможностями здоровья;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии

воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья;
- консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие
свободному и осознанному выбору учащимися с ограниченными
возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с
профессиональными интересами, индивидуальными способностями и
психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- информационную поддержку образовательной деятельности учащихся
с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных
представителей), педагогических работников;
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение
участникам образовательного процесса — учащимся (как имеющим, так и не
имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями
образовательного процесса и сопровождения учащихся с ограниченными
возможностями здоровья;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей
(законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических
особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность
этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения
дезорганизующих факторов.
I
этап
(май
–
сентябрь).
Этап
сбора
и
анализа
информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом
данного этапа является
оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития
детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей;
оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям
программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой
базы учреждения;
решение педагогического совета о необходимости формирования
психолого-педагогической комиссии для определения индивидуальной
траектории обучения;
II этап (октябрь - май) Этап планирования, организации,
координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом
работы является особым образом организованный образовательный процесс,
имеющий
коррекционно-развивающую
направленность
и
процесс
специального сопровождения детей испытывающих трудности в обучении,
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов при
специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания,
развития, социализации рассматриваемой категории детей.
III этап (май - июнь) Этап диагностики коррекционно-развивающей
деятельность).
образовательной
среды (контрольно-диагностическая
Результатом является констатация соответствия созданных условий и

выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым
образовательным потребностям ребёнка.
IV
этап
(август
–
сентябрь)
Этап
регуляции
и
корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом
является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и
процесс сопровождения детей испытывающих трудности в обучении, детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, корректировка
условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Механизмы реализации программы
Программа коррекционной работы на уровне основного общего
образования предусматривает как самостоятельную реализацию в рамках
взаимодействия педагогического коллектива МОБУ СОШ № 12 так и
взаимодействие с другими учреждениями Дальнегорского городского округа
посредством организации межведомственного взаимодействия.
Взаимодействие педагогического коллектива школы МОБУ СОШ № 12
обеспечивает системное сопровождение учащихся с ограниченными
возможностями здоровья и включает:
- комплексность в определении и решении проблем учащегося, предоставлении
ему специализированной квалифицированной помощи.
В данной работе возможно использование такой действенной формы
организованного взаимодействия педагогов, как консилиум, который
предоставляют помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а
также всем педагогам в решении вопросов, связанных с адаптацией,
обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными
возможностями здоровья.
При организации работы с учащимися с ограниченными возможностями
здоровья на
уровне муниципалитета возможна
сетевая форма
взаимодействия разных организаций Дальнегорского городского округа.
Сетевая форма предполагает использование ресурсов нескольких организаций.
Разработан и внедряется проект «Межведомственное взаимодействие как
эффективный
механизм
комплексного
психолого-педагогического
сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». В
рамках реализации проекта предполагается решить ряд задач:
- разработать механизм эффективного взаимодействия структур и субъектов,
обеспечивающих
психолого-педагогическое
сопровождение
детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации;
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение на всех уровнях на
основе договоров и соглашений о совместном сотрудничестве;
- обеспечить вариативность направлений и форм психологопедагогического сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, на основе планов совместных мероприятий;
- сформировать психолого-педагогическую компетентность участников
реализации проекта в решении проблемы сопровождения детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации.
В вертикальной плоскости планируется выстроить партнёрские отношения
структур
и
субъектов,
обеспечивающих
психолого-педагогическое
сопровождение на муниципальном, институциональном, групповом и
индивидуальном уровнях.

Горизонтальную
плоскость
взаимодействия
предполагается
спроектировать по блокам и модулям, что обеспечит вариативность
направлений и форм психолого-педагогического сопровождения:
- блок ПП сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов реализуется через
взаимодействие с ПМПК;
- блок ПП сопровождения детей из социально неблагополучных семей
реализуется через взаимодействие с учреждениями и службами социального
обслуживания населения;
- блок ПП сопровождения детей-сирот и оставшихся без попечения родителей
реализуется через взаимодействие с территориальным отделом опеки и
попечительства и Детским домом с. Сержантово;
- блок ПП сопровождения детей склонных к правонарушениям реализуется
через взаимодействие с инспекцией по делам несовершеннолетних и центром
занятости населения.
В рамках каждого блока организуется совместная деятельность ОУ и
необходимых служб и структур по модулям: диагностический,
консультативный,
профилактический,
коррекционно-развивающий,
информационно-просветительский модуль.
Требования к условиям реализации программы коррекционной
работы
Организационные условия
Настоящая Программа коррекционной работы МОБУ СОШ № 12
предусматривает как вариативные формы получения образования, так и
различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными
возможностями здоровья: обучение в общеобразовательном классе; по общей
образовательной программе основного общего образования или по
индивидуальной программе.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
- дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
- психолого-педагогические условия (коррекционная направленность учебновоспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование
современных педагогических технологий, в том числе информационных,
компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его
эффективности, доступности);
- здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим,
укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм);
- участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от
степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально
развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных,
спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях;
- развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные
нарушения психического и (или) физического развития. При организации
работы в данном направлении планируется руководствоваться разработанными
на федеральном уровне методическими рекомендациями, учитывающими
специфику образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

Также предусматривается ориентация на опыт специальных (коррекционных)
образовательных учреждений, которые могут выполнять функции учебнометодических центров, обеспечивающих оказание методической помощи
педагогическим работникам МОБУ СОШ № 12, консультативной и психологопедагогической
помощи
учащимся
и
их
родителям
(законным
представителям).
Программно-методическое обеспечение
В
процессе
реализации
программы
коррекционной
работы
предусматривается использование рабочих коррекционно-развивающих
программ социально-педагогической направленности, диагностического и
коррекционно-развивающего
инструментария,
необходимого
для
осуществления профессиональной деятельности учителя.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и
(или) физического развития по индивидуальному учебному плану планируется
использование специальных (коррекционных) образовательных программ,
учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых
образовательных ресурсов.
Кадровое обеспечение
Коррекционная работа должна осуществляться специалистами
соответствующей квалификации и педагогами, прошедшими обязательную
курсовую или другие виды профессиональной подготовки.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с
детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость
специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного
учреждения. Педагогические работники школы
должны иметь чёткое
представление об особенностях психического и (или) физического развития
детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях
организации образовательного и реабилитационного процессов. Для
обеспечения этого будет предусмотрено обеспечение на постоянной основе
подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников школы,
занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Материально-техническое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение заключается в наличии
надлежащей материально-технической, базы позволяющей обеспечить
коррекционно-развивающую среду МОБУ СОШ № 12 для организации
коррекционных мероприятий, спортивных и массовых мероприятий, питания,
обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебнопрофилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарногигиенического обслуживания.
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание
информационной образовательной среды и на этой основе развитие
дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с
использованием
современных
информационно-коммуникационных
технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с

ограниченными
возможностями
здоровья,
родителей
(законных
представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к
информационно-методическим фондам.

Содержание коррекционной работы
Сроки
Ответственные

Виды и формы
деятельности,
мероприятия
Медицинские осмотры.
Определение физического
и психического состояния
здоровья детей.
Изучение социальнобытового окружения
учащихся. Посещение
семей, составление актов.
Психологическая
диагностика (адаптация,
школьная тревожность,
социометрия, и др.)
Заседания ППК МОБУ
СОШ № 12

В течение года

Медицинские работники
классные руководители,

В течение года

Классные руководители,
социальные педагоги

В течение года

Психолог

Сентябрь, декабрь, март,
май и по мере
необходимости
Индивидуальное обучение По заявлению родителей
КоррекционноПо запросу родителей и
развивающие занятия
по необходимости
Консультирование
В течение года
педагогических
работников,
учащихся,
родителей

Зам. директора по УВР
Учителя-предметники, кл.
руководитель
Психолог
Специалисты ПМПК

Перспективный план работы ППК МОБУ СОШ № 12 на учебный год
№ п/п
Содержание работы
Сроки
Ответственные
проведения
1
1 Утверждение плана работы на учебный
Сентябрь
Зам. директора
год
по УВР
2.Утверждение состава ППК на учебный
год.
3.Инструктаж по выполнению
функциональных обязанностей членов
школьного ППК
2

1.Выявление учащихся группы риска
2. Круглый стол по адаптации уч-ся 5-го

Октябрь

Классные
руководители

класса

3

4

5

Педагогипсихологи,
Классные
руководители,
учителяпредметники

1. Отчет об успеваемости класса по итогам
каждой четверти и на конец учебного
года, с целью выявления учащихся
«группы риска».
2. Работа с учащимися «группы риска»
(консультации, индивидуальные занятия
учащихся с учителями, психологами,
социальными педагогами).
3. Разработка индивидуальных программ
реабилитации
и
адаптации
несовершеннолетних
состоящих
на
учете
в
ПДН;
разработка
индивидуальных
программ
реабилитации и адаптации семей,
состоящих на учете во всех субъектах
профилактики; проведение ППК.
4. Заседание ППК по определению
оптимального объема учебной нагрузки
учащихся в зависимости от их
особенностей
психофизического
развития,
характера
течения
заболевания, рекомендаций лечебнопрофилактического
учреждения
от
объёма общей учебной нагрузки.
1. Диагностика учащихся, проживающих в
замещающих семьях.
2. Составление актов обследования
учащихся, проживающих в замещающих
семьях.
1. Диагностика выпускников 4-х классов.
2. Составление
плана
работы
на
следующий учебный год

В течение года
Учителяпредметники,
классные
руководители
В течение года
Зам. директора
по ВР, классные
В течение года руководители
Зам. директора
по ВР, классные
руководители

В течение года
Кл.руководитель

Май

Члены ППК

Существенной чертой коррекционно-развивающего образовательного процесса
является индивидуально-групповая и индивидуально ориентированная работа,
направленная на коррекцию индивидуальных проблем развития обучающегося.
Планируемые результаты коррекционной работы
Результаты внедрения Программы коррекционной работы отслеживаются через
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования, которая предполагает

комплексный подход к оценке результатов образования. Ведется оценка достижений
обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и
предметных.
Результатом коррекции развития обучающихся с ОВЗ может считаться:
- оптимальная адаптация детей с ОВЗ в условиях реальной жизненной
ситуации;
- уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и
личностном развитии;
- формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных
ресурсов у детей и подростков с ОВЗ;
- включение в систему коррекционной работы школы взаимодействие с
другими организациями;
- повышение профессионального уровня педагогического коллектива по
проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
Программа коррекционной деятельности МОБУ СОШ № 12 позволяет оценить
усилия коллектива и изменения, произошедшие в развитии обучающегося.










Дифференциация и осмысление картины мира:
интересуется окружающим миром природы,
культуры, замечает новое, задаёт вопросы
включается в совместную со взрослым
исследовательскую деятельность
адекватно ведёт себя в быту с точки зрения
опасности/безопасности и для себя, и для
окружающих
использует вещи в соответствии с их
функциями, принятым порядком и характером
наличной ситуации
Овладение навыками коммуникации:
реагирует на обращенную речь и просьбы
понимает и адекватно реагирует на речь
окружающих
начинает, поддерживает и завершает разговор

Изменения не
произошли
(низкий уровень)

Изменения
незначительные
(средний уровень)

Критерии и показатели

Видимые
изменения
(высокий уровень)

Критерии и показатели динамики развития обучающихся с ОВЗ
напрямую связаны с компетенциями, жизненно значимыми для обучающихся с
ОВЗ
Уровни
(отмечаются индивидуально
для каждого учащегося)

 корректно выражает отказ и недовольство,
благодарность, сочувствие и т.д.
 передаёт свои впечатления, соображения,
умозаключения так, чтобы быть понятым
другим человеком.
 делится своими воспоминаниями,
впечатлениями и планами с другими людьми
 слышит свои речевые ошибки и старается их
исправлять
 замечает ошибки в речи одноклассников
Осмысление своего социального окружения:
 доброжелателен и сдержан в отношениях с
одноклассниками
 уважительно относится к взрослым (учителям,
родителям, т.д.)
 достаточно легко устанавливает контакты и
взаимоотношения
 соблюдает правила поведения в школе
 мотив действий – не только «хочу», но и «надо»
 принимает и любит себя
 чувствует себя комфортно с любыми людьми
любого возраста, с одноклассниками
Последовательное формирование произвольных
процессов:
 умеет концентрировать внимание,
 может удерживать на чем-либо свое внимание
 использует различные приемы запоминания
 учится продумывать и планировать свои
действия
 способен к саморегуляции и адекватной
самооценки своих поступков
 управляет своими эмоциями, поведением,
действиями
 доводит до конца начатое дело
 знает цель своих действий и поступков
 старается выполнять все задания и просьбы
учителя.

3.Организационный раздел
3.1.Учебный план
Обучение детей с ОВЗ по АОП организовано в очной и очно-заочной форме.
Обязательная часть учебного плана, предметные области учебного плана и учебные
предметы АОП соответствуют ФГОС ООО и ООП ООО МОБУ СОШ № 12.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает в
себя обязательную коррекционно-развивающую область, которая реализуется в
рамках внеурочной деятельности.
Коррекционная работа организуется по направлениям в соответствии с
рекомендациями ПМПК, количество часов определяется на психологопедагогическом консилиуме, в зависимости от потребностей, обучающихся.
Для обучающихся, которым по заключению ВК рекомендовано
индивидуальное обучение, организуются очные индивидуальные занятия с частичной
и/или эпизодической включенностью в классно-урочную деятельность, заочная
форма обучения с консультационной и методической поддержкой педагогов.
Для обучающихся с ОВЗ индивидуально на дому разрабатываются
индивидуальные учебные планы с адаптацией временных рамок с учетом
индивидуальных психофизических возможностей ребёнка, использованием разных
форм обучения и обязательной частичной или эпизодической
включенностью в
общий образовательный процесс.
Формы промежуточной аттестации обучающихся
МОБУ СОШ № 12
определены «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».

Учебный план МОБУ СОШ № 12 на __________ учебный год
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Предметные
области
Русский язык и
литература
Родной язык и
родная литература
Иностранный язык
Математика и
информатика

Общественнонаучные предметы

Учебные предметы
V
Обязательная часть
Русский язык
Литература
Родной язык
Родная литература
Иностранный язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика
История России
Всеобщая история
Обществознание

Классы
VI
VII

Количество часов
5
6
4
3
3
2
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
3
3
3
5
5
3
2
1
2
2
2
1

1

VIII

IX

3
2
0,5
0,5
3

3
3
1
1
3

3
2
1
2

3
2
1
2

1

1

Естественнонаучн
ые предметы
Искусство

География
Физика
Химия
Биология
Музыка

1

1

2
2

1
1

1
1

1
1

Изобразительное
искусство
Технология
Физическая культура

1

1

1

2
2

2
2

2
2

Технология
Физическая
культура и Основы
Основы безопасности
безопасности
жизнедеятельности
жизнедеятельности
ИТОГО
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая аудиторная
недельная нагрузка при 5-дневной учебной
неделе, СанПиН 2.4.2.2821-10
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую
область):
Коррекционно-развивающая область:
Коррекционные
индивидуальные
занятия с учителем
Коррекционные
занятия с
психологом
Коррекционные
занятия с
дефектологом/
логопедом
Направления внеурочной деятельности

2
2
2
2
1

2
3
2
2

1
2

2

1

1

27
2

29
1

30
2

31
2

32
1

29

30

32

33

33

10

10

10

10

10

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

Коррекционноразвивающие
занятия

Примерный индивидуальный учебный план
реализации адаптированной образовательной программы
обучающегося _____ класса МОБУ СОШ № 12 на _________ уч. год
Ф.И.О.
г.р.
Форма обучения: очно-заочная (очно индивидуально 10 часов в
неделю, с частичной включенностью в классно-урочную и
внеурочную деятельность) Основание: справка ВК,
заключение ТПМПК, заявление родителей
№
Учебные предметы
Очно
Очно в
Заочн
Всего по
индивидуально
классе
о
уч. плану
(10 часов в неделю)
1.
Русский язык
2
2
4
2.
Литература
1
1
2
3.
Английский язык
0,5
2
0,5
3
4.
Математика (Алгебра) 2
1
3
5.
Математика
1
1
2
(Геометрия)
6.
Истори
0,5
1
0,5
2
я
7.
География
0,5
1
0,5
2
8.
Биология
1
1
2
9.
Химия
0,5
1
0,5
2
10.
Физика
0,5
1
0,5
2
11.
Обществознание
0,5
0,5
1
12.
Искусство (музыка) 1
1
13.
ОБЖ
1
1
14.
Технология
1
1
15.
Информатика
1
1
16.
Физическая культура 1
2
3
Всего:
10 ч
15 ч
7
32
ИТОГО:
32 ч
С учебным планом ознакомлены /
/
подпись родителей/законных представителей
обучающегося

/Ф.И.О.

3.1. План внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую область):
коррекционно-развивающая область

10
5

направления внеурочной деятельности

5

10

10

10

10

50

5

5

5

5

25

5

5

5

5

25

3.2.Система условий реализации АОП ООО
AOП ООО представляет собой адаптированный вариант основной
образовательной программы основного общего образования (далее ООП ООО),
реализующейся в МОБУ СОШ № 12, утвержденной приказом от 0.08.17 № 110-а
от 31.08.2015, поэтом п. «Система условий реализации АОП ООО› соответствует
п.3.2.этой программы, дополнен специальными условиями.
Специальные условия обучения и воспитания заключаются в:
соблюдении допустимого уровня нагрузки, определяемого с помощью
консультантов в области специального (дефектологического) образования и (или)
медицинских работников;
обеспечении постоянного контроля за усвоением учебных знаний для
профилактики пробелов в них вместе с щадящей системой оценивания;
- организации систематической помощи в усвоении учебных предметов, требующих
высокой степени сформированности абстрактнологического мышления, в том числе
сиспользованием специальных пособий и дидактических материалов;
реализации программы коррекционной работы.
Условия, позволяющие реализовывать образование обучающихся с более
выраженной ЗПР, в том числе на основе индивидуального учебного плана,
дополнены:
изменением обычного для основного общего образования
соотношения словесных, наглядных и практических методов обучения и
воспитания;
разрешением пользоваться дополнительными техническими средствами
при решении учебно-познавательных задач;
- ориентацией при оценке результатов обучения на индивидуальную
динамикуосвоения изучаемого предмета.
Кадровые условия реализации адаптированной образовательной программы.
Кадровые условия предполагают возможность получения качественного
образования обучающимися с ЗПР, предусматривающего как достижение возможных
предметных, метапредметных и личностных результатов, так и коррекцию
недостатков предшествующего и актуального развития обучающихся, в первую
очередь касающихся недостаточной социальной зрелости и несформированных
предпосылок послешкольной социопсихологической адаптации.
Требования включают:
укомплектованность образовательного учреждения педагогическими
работниками, способными реализовывать АОП ООО, обучающихся с ЗПР (в том

числе на основе индивидуального учебного плана) и программу коррекционной
работы;
уровень квалификации педагогических работников образовательной
организации, позволяющий организовывать и реализовывать образование
обучающихся с ЗПР предполагает соответствие педагогов, осуществляющих
образование в рамках установленных ФГОС ООО предметных областей,
определенным квалификационным категориям.
краткосрочное повышение квалификации педагогов в области
психологических особенностей и особых образовательных потребностей,
обучающихся с ЗПР (не менее 144 ч.), а в последующем – в области инноваций в
практике образования, обучающихся с ЗПР, подтверждаемые документами
установленного образца.
Соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения,
реализующего адаптированную образовательную программу основного общего
образования, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой
или высшей), а также занимаемым ими должностям установлена при их аттестации.
Образовательная организация обеспечивает работникам возможность повышения
профессиональной квалификации, ведения методической работы, применения,
обобщения и распространения опыта использования современных образовательных
технологий обучения и воспитания, обучающихся с ЗПР.
МОБУ СОШ № 12 использует при необходимости сетевые формы реализации
программы коррекционной работы, которые позволяют привлечь специалистов
других организаций к работе с обучающимися с ЗПР для удовлетворения их особых
образовательных потребностей.
Педагоги, которые реализуют адаптированную образовательную программу
основного общего образования с участием обучающихся с ЗПР имеют высшее
профессиональное образование, предусматривающее освоение одного из вариантов
программ подготовки: получение степени/квалификации бакалавра или магистра по
направлению
«Педагогическое
образование»
(соответствующего
профиля
подготовки).
Координация деятельности педагогов, осуществляющих образование в рамках
установленных ФГОС ООО предметных областей и других специалистов,
участвующих в реализации программы коррекционной работы для обучающихся с
ЗПР возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

4. Приложения к АОП
Заключения и рекомендации (заключение ПМПК, заключения ПП
консилиума
индивидуальные
карты
ПП
сопровождения)
содержат
конфиденциальную информацию и находятся в личном деле обучающихся

Приложение 1
Характеристика обучающегося класса, МОБУ СОШ
№12Ф.И.О., года рождения, проживающего по
адресу












Общие сведения:
дата поступления в образовательную организацию;
программа обучения (основная общеобразовательная программа или адаптированная
образовательная программа);
форма организации образования (очная в классе, очно-заочная индивидуально,
заочная, семейная)
факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка: переход из одной
образовательной организации в другую образовательную организацию (причины),
перевод в состав другого класса, замена учителя начальных классов (однократная,
повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с
образовательной организацией, обучение на основе индивидуального учебного
плана, надомное обучение, повторное обучение, наличие частых, хронических
заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
состав семьи (полная/неполная, с кем проживает, родственные отношения, кто
занимается воспитанием)
трудности, переживаемые в семье (материальные, хроническая психотравматизация,
особо отмечается наличие жестокого отношения к ребенку, факт проживания
совместно с ребенком родственников с асоциальным или антисоциальным
поведением, а также переезд в другие социокультурные условия менее, чем 3 года
назад, плохое владение русским языком одного или нескольких членов семьи)
Информация об условиях и результатах образования обучающегося в
образовательной организации:
краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативноличностного развития ребенка на момент подготовкихарактеристики: качественно в
соотношении с возрастными нормами развития (значительно отставало, отставало,
неравномерно отставало, частично опережало).
уровень освоения основной образовательной программы (базовый, пониженный
базовый, низкий, повышенный, высокий). Имеющиеся успехи и трудности по
предметным областям. Предпочитаемые учебные предметы. Отношение к учебе.

динамика освоения программного материала: достижение образовательных
результатов в соответствии с годом обучения в отдельных образовательных
областях:
(фактически
отсутствует,
крайне
незначительна,
невысокая,
неравномерная).

особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к
обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность
в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает
аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не













реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без
изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости
публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная,
нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением
качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.

отношение семьи к успехам и трудностям ребенка (от игнорирования до
готовности к сотрудничеству), факты дополнительного образования

характеристики взросления: хобби, увлечения, интересы (перечислить,
отразить их значимость для обучающегося, ситуативность или постоянство
пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний - например, запретили
родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.);
характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к
их выполнению);

характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или
оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер,
значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося
(приоритетная, второстепенная);

значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося
(сколько времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях);

способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе
антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно,
сформирована на словах);

самосознание (самооценка);

принадлежность к молодежной субкультуре(ам);

религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);

отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого
слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей
ухудшена/утрачена);

жизненные планы и профессиональные намерения.
Поведенческие девиации:
совершенные в прошлом или текущие правонарушения;
наличие самовольных уходов из дома, бродяжничество;
проявления агрессии (физической и/или вербальной) по отношению к другим (либо к
животным), склонность к насилию; оппозиционные установки (спорит, отказывается)
либо негативизм (делает наоборот);
отношение к курению, алкоголю, наркотикам, другим психоактивным веществам
(пробы, регулярное употребление, интерес, стремление, зависимость);
сквернословие;
проявления злости и/или ненависти к окружающим (конкретизировать);
отношение к компьютерным играм (равнодушен, интерес, зависимость);
повышенная внушаемость (влияние авторитетов, влияние дисфункциональных групп
сверстников, подверженность влиянию моды, средств массовой информации и пр.);.
состоит на внутришкольном учете, учет в органах ПДН;
информация о проведении индивидуальной профилактической работы и ее
динамике.

Приложение 2
ДОГОВОР
о сетевом взаимодействии и сотрудничестве в части обеспечения психологопедагогического сопровождения обучающихся МОБУ СОШ № 12
с ограниченными возможностями здоровья.
г. Дальнегорск

«

»

20

года

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 12» , именуемое в дальнейшем «ОУ», в лице
директора
Макарова Анатолия Александровича
действующего на основании Устава, с одной стороны и Психолого-медикопедагогическая
комиссия
Управления
образования
администрации
Дальнегорского городского округа, именуемая в дальнейшем ПМПК, в лице
заведующей
Даниловой Светланы Артуровны
действующей на основании Устава, с другой стороны, руководствуясь статьей 15 ФЗ
от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» заключили
настоящий договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве (далее Договор) о
нижеследующем.
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

Предметом Договора является сетевое взаимодействие и сотрудничество
между ОУ и ПМПК в части обеспечения психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее обучающихся с
ОВЗ) в образовательном учреждении, а также организации методического
сопровождения этого процесса.
1.1

Настоящий Договор заключается сторонами в целях обеспечения
эффективной организации основной деятельности учреждений, решения уставных и
программных задач в рамках функциональных обязанностей участников,
привлеченных к реализации договорных отношений.
1.2

2.
2.1

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

В рамках настоящего Договора ПМПК обязуется:
2.1.1 консультировать

администрацию ОУ образовательной организации по
вопросам разработки стратегии и тактики психолого-педагогического сопровождения
в ОУ, локальных нормативно-правовых актов, регулирующих организацию
психолого- педагогического сопровождения (договоры с учреждениями, родителями,

специалистами и др.; положения, функциональные обязанности участников и др.);
2.1.2 обеспечить первичные психолого-педагогические обследования обучающихся
с целью своевременного выявления детей с ОВЗ;
2.1.3 обеспечить
комплексное
психолого-педагогическое
обследование
обучающихся специалистами (психологом, логопедом, дефектологом) на базе
ПМПК с целью определения образовательной траектории и выработки
индивидуальных рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению
обучающихся с ОВЗ;
2.1.4 обеспечить промежуточные психолого-педагогические обследования с целью
мониторинга динамики уровня развития обучающихся с ОВЗ;
2.1.5 обеспечить участие специалистов ПМПК в психолого-медико-педагогическом
консилиуме образовательного учреждения;
2.1.6 консультировать администрацию и педагогических работников ОУ по
организации специальных образовательных условий по результатам комплексного
психолого- педагогического обследования и рекомендаций ПМПК;
2.1.7 консультировать обучающихся, родителей (законных представителей) на базе
ОУ по вопросам обучения и развития детей, выбора образовательной траектории;
2.1.8 осуществлять методическое сопровождение педагогических работников ОУ по
вопросам организации психолого-педагогического сопровождения, выбора наиболее
эффективных технологий, методов и приёмов психолого-педагогической и
коррекционной направленности;
2.2

В рамках настоящего Договора ОУ обязуется:

2.2.1 содействовать ПМПК в проведении методической, психолого-педагогической,

профилактической и просветительской работы по вопросам психологопедагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ;
2.2.2 направлять своих педагогических работников для участия в совместных
мероприятиях и методических событиях по проблемам психолого-педагогического
сопровождения;
2.2.3 по предварительной договоренности предоставлять помещения специалистам
ПМПК для проведения совместных мероприятий;
2.2.4 обеспечить беспрепятственный проход специалистов ПМПК в помещения ОУ
для проведения методических консультаций, индивидуальных обследований и
просветительских мероприятий;
2.2.5 получать заблаговременно от родителей (законных представителей), опекунов
письменное согласие на проведение обследования ребенка специалистами ПМПК;
2.2.6 своевременно формировать запрос для специалистов ПМПК на оказание
консультативной, методической и диагностической помощи;
2.2.7 содействовать
обеспечению необходимым раздаточным материалом,
подготавливать необходимые для проведения мероприятия ксерокопии.
2.2.8 выполнять рекомендации ПМПК по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающихся с ОВЗ и созданию специальных образовательных
условий;
2.2.9 обеспечивать реализацию стратегических и тактических направлений
психолого- педагогического сопровождения на индивидуальном, классном и
школьном уровнях;
2.2.10 осуществлять мониторинг результативности психолого-педагогического

сопровождения обучающихся с ОВЗ.
3.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

ОУ несёт ответственность в полном объёме за организацию психологопедагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и контроль за его реализацией.
3.2 ПМПК несёт ответственность за реализацию отдельных мероприятий в рамках
консультационного, диагностического и информационно-методического модуля в
части психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
3.3 тороны обязуются добросовестно исполнять принятые на себя обязательства по
настоящему договору и нести ответственность за неисполнение настоящего договора
изаключённых для его реализации дополнительных договоров.
3.4 Стороны обязуются представлять интересы друг друга перед третьими лицами,
действовать от имени и по поручению другой стороны по договору.
3.5 В случае возникновения обстоятельств, способных поставить под угрозу
выполнение Договора, стороны обязуются в трехдневный срок известить друг друга
об их возникновении и провести переговоры для урегулирования возникших
проблем.
3.1

4.

СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания.
Договор прекращает своё действие при получении одной из сторон
уведомления о намерении прекратить действие договора через один календарный
месяц с даты получения уведомления.
4.1
4.2

5.

ИНЫЕ УСЛОВИЯ

Все виды работ, а также даты их проведения, время начала и окончания
осуществляются по письменному соглашению сторон в соответствии с планом
совместной деятельности.
5.3
В соответствии с п.1.2. Договора сотрудничество сторон осуществляется в
целях решения уставных задач в рамках основной деятельности сторон на
безвозмездной основе.
5.4
Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую
юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
5.5
Все дополнения и изменения к настоящему Договору имеют юридическую
силу лишь в том случае, если оформлены в письменном виде и подписаны обеими
сторонами.
5.6
В случае изменения у какой-либо из сторон местонахождения, названия и
прочего она обязана в течение 10 (десяти) дней письменно известить об этом другую
сторону.
5.2

5.

ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА, КОНТАКТЫ СТОРОН


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».